Павлова А. Е.

 Павлова А. Е.

Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Хабибулина Э. А.

(г. Сургут, РФ) 

РОЛЬ УЧЕТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ

В ПРОЦЕСССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Современное развитие отечественного образования, в связи с модернизацией учебного процесса в сегодняшнем мире и потребностью в поиске и использовании новых технологий обучения, требует высококвалифицированной подготовки специалиста, который обладает совокупностью следующих умений и навыков: способностью к мобильности и устойчивости в незапланированных педагогических ситуациях, способностью к умению критически мыслить, а также способностью к обработке больших объемов информации и принятию правильных решений.

Специфика урока иностранного языка включает в себя ряд особенностей:  1) иностранный язык – способ общения, к использованию которого нужно обучать; обучающийся должен уметь формировать и формулировать мысли;

2) урок способствует появлению у обучающихся речемыслительной деятельности в процессе порождения и приема иноязычного высказывания. Успех обучения зависит не только от содержания уроков, методики или мастерства учителя, но и от психологических особенностей учащихся и самой деятельности учителя [3 с. 10].

Существуют установленные дидактические принципы, являющиеся исходными положениями, которыми следует руководствоваться в достижении педагогических целей. Обучение иностранному языку должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной активности) обучающегося [2, с. 88]. Принцип активности – один из наиболее эффективных принципов преподавания. По мнению профессора А. Н. Шамова для реализации успешной педагогической деятельности по преподаванию иностранных языков требуется:

1) вовлекать каждого ученика в активную речемыслительную деятельность;

2) использовать задания проблемного характера, ролевые игры; предлагать малоактивным учащимся посильные задания;

3) использовать приемы обучения и задания, способствующие поддержанию интереса к иностранному языку, стимулирующие эмоциональную и речевую активность [4, с. 126]. Соответственно, можно заметить, что данный принцип освещает деятельностный подход, который позволяет рассмотреть общение как речевую деятельность, благодаря которой учащиеся могут проявить фантазию, креативность, активность и самостоятельность, реализовывать межпредметные связи [2, с. 91].

Следует отметить, что обучение иностранному языку включает в себя важный аспект – новая речевая система, взаимодействующая с выработанной ранее системой родного языка, которая развивается и совершенствуется посредством работы квалифицированного специалиста. В связи с тем, что изучение иностранного языка, т.е. неродного языка, вызывает стеснение и неуверенность в себе, обучающиеся зачастую демонстрируют более низкие показатели в использовании языка, чем они есть на самом деле. Корректировкой данного психологического аспекта в своих работах занималась И. А. Зимняя. Ученый-психолог рассматривает психологический анализ урока иностранного языка, осуществляемый учителем. Анализ урока способствует выработке умения наблюдать за сложными педагогическими явлениями и делать правильные, психологически обоснованные, выводы. Он служит для учителя важным средством совершенствования его профессионально-педагогического мастерства и выявлению психологических резервов обучения иностранному языку в школе [1, с. 76].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование психолого-педагогических приемов и методов является неотъемлемой связующей преподавателя с педагогическим процессом, способствуя наилучшему взаимодействию педагога с обучающимися в успешном обучении иностранному языку. Педагогу следует тщательно отбирать необходимые дидактические приемы и методы обучения, а также опираться в своей работе не только на педагогическую составляющую, но и на психологические аспекты в работе с обучающимися, что в дальнейшем позволит повысить у обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка и использованию его в общении.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.

2. Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной // Серия : Бакалавр. Академический курс. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 384с.

3. Орлов, Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза :автореф. дис. … д-ра психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая, детская и возрастная психология» / Орлов Юрий Михайлович. – М., 1998. – 33 с.

4. Шамов, А. Н. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс / А.Н. Шамов. – Н. Новгород : Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2012. – С. 126–127.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога