Павлова А. Е.
Павлова А. Е.
Научный
руководитель: канд. филол. наук, доц. Хабибулина Э. А.
(г. Сургут, РФ)
РОЛЬ
УЧЕТА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
В ПРОЦЕСССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современное
развитие отечественного образования, в связи с модернизацией учебного процесса
в сегодняшнем мире и потребностью в поиске и использовании новых технологий
обучения, требует высококвалифицированной подготовки специалиста, который
обладает совокупностью следующих умений и навыков: способностью к мобильности и
устойчивости в незапланированных педагогических ситуациях, способностью к
умению критически мыслить, а также способностью к обработке больших объемов
информации и принятию правильных решений.
Специфика урока
иностранного языка включает в себя ряд особенностей: 1) иностранный язык – способ общения, к
использованию которого нужно обучать; обучающийся должен уметь формировать и
формулировать мысли;
2) урок
способствует появлению у обучающихся речемыслительной деятельности в процессе
порождения и приема иноязычного высказывания. Успех обучения зависит не только
от содержания уроков, методики или мастерства учителя, но и от психологических
особенностей учащихся и самой деятельности учителя [3 с. 10].
Существуют
установленные дидактические принципы, являющиеся исходными положениями,
которыми следует руководствоваться в достижении педагогических целей. Обучение
иностранному языку должно носить деятельностный характер, который выражается во
внешней и внутренней (умственной активности) обучающегося [2, с. 88].
Принцип активности – один из наиболее эффективных принципов преподавания. По
мнению профессора А. Н. Шамова для реализации успешной педагогической
деятельности по преподаванию иностранных языков требуется:
1) вовлекать
каждого ученика в активную речемыслительную деятельность;
2) использовать
задания проблемного характера, ролевые игры; предлагать малоактивным учащимся
посильные задания;
3) использовать
приемы обучения и задания, способствующие поддержанию интереса к иностранному
языку, стимулирующие эмоциональную и речевую активность [4, с. 126].
Соответственно, можно заметить, что данный принцип освещает деятельностный
подход, который позволяет рассмотреть общение как речевую деятельность,
благодаря которой учащиеся могут проявить фантазию, креативность, активность и
самостоятельность, реализовывать межпредметные связи [2, с. 91].
Следует отметить,
что обучение иностранному языку включает в себя важный аспект – новая речевая
система, взаимодействующая с выработанной ранее системой родного языка, которая
развивается и совершенствуется посредством работы квалифицированного
специалиста. В связи с тем, что изучение иностранного языка, т.е. неродного
языка, вызывает стеснение и неуверенность в себе, обучающиеся зачастую
демонстрируют более низкие показатели в использовании языка, чем они есть на
самом деле. Корректировкой данного психологического аспекта в своих работах
занималась И. А. Зимняя. Ученый-психолог рассматривает психологический
анализ урока иностранного языка, осуществляемый учителем. Анализ урока
способствует выработке умения наблюдать за сложными педагогическими явлениями и
делать правильные, психологически обоснованные, выводы. Он служит для учителя
важным средством совершенствования его профессионально-педагогического
мастерства и выявлению психологических резервов обучения иностранному языку в
школе [1, с. 76].
Таким образом,
можно сделать вывод о том, что использование психолого-педагогических приемов и
методов является неотъемлемой связующей преподавателя с педагогическим
процессом, способствуя наилучшему взаимодействию педагога с обучающимися в
успешном обучении иностранному языку. Педагогу следует тщательно отбирать
необходимые дидактические приемы и методы обучения, а также опираться в своей
работе не только на педагогическую составляющую, но и на психологические
аспекты в работе с обучающимися, что в дальнейшем позволит повысить у
обучающихся мотивацию к изучению иностранного языка и использованию его в
общении.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе /
И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
2.
Методика обучения иностранному языку : учебник и практикум для академического
бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной // Серия : Бакалавр.
Академический курс. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 384с.
3.
Орлов, Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной
деятельности студентов вуза :автореф. дис. … д-ра психол. наук : спец. 19.00.07
«Педагогическая, детская и возрастная психология» / Орлов Юрий Михайлович. –
М., 1998. – 33 с.
4.
Шамов, А. Н. Методика обучения иностранным языкам: теоретический курс /
А.Н. Шамов. – Н. Новгород : Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2012.
– С. 126–127.
Комментарии
Отправить комментарий