Грицкова Н. В., Полухин И. О.

 Грицкова Н. В., Полухин И. О.

(г. Луганск, ЛНР)

ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 

Культурное разнообразие должно быть важным средством сохранения человеческих ценностей. Изучение иностранного языка означает приближение к другим культурным цивилизациям, развитие интеллекта для встречи с реальным и неизвестным, самообогащение путём познания других культур и их мировосприятие.

Вопрос о страноведческом, лингвострановедческом и социокультурном аспектах обучения иностранным языкам, о содержании коммуникативной компетенции нашли теоретическое обоснование в трудах многих учёных. В последние годы усилилось внимание учёных к феномену социокультурной компетенции как одного из важных показателей готовности личности к межкультурной коммуникации [3].

Исследовательница В. Топалова отмечает, что основой социокультурной компетенции на лингвистическом уровне является социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку, к которому автор относит:

1) фоновые знания носителей языка;

2) навыки и умения речевого и неречевого поведения;

3) национальную культуру страны, язык которой изучается [5, с.167].

Социокультурный компонент содержания обучения иностранному языку можно трактовать как систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие иноязычной социокультурной компетенции студентов, формирование мировоззрения, морали и поведения, подготовку специалистов к общественной жизни в многокультурном обществе [1].

Овладевая иностранным языком, учащиеся средней школы знакомятся с миром другой культуры. Развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстников за границей, к народу страны, язык которой изучается, является одной из основных целевых установок в методике обучения иностранным языкам. Её успешной реализации будет способствовать разнообразный учебный материал, в интересной форме отражающий жизнь зарубежных сверстников. Он будет формировать эмоции и образно-художественную память учащихся, будет стимулировать их образное мышление, развивать вкусы и чувства [2].

Формирование социокультурной компетенции будет успешным при условии систематического выполнения упражнений и задач, предполагающих развитие таких умений:

‒ формировать положительное отношение к культуре народов, язык которых изучается;

‒ проводить параллели между двумя культурами;

‒ выбирать социокультурные явления в соответствии с задачами учителя;

‒ оценивать социокультурные события и находить отличия;

‒ формировать ассоциативные умения и эстетические чувства;

‒ комментировать иноязычный материал социокультурного содержания, выражая при этом собственное мнение;

‒ выражать своё отношение к важным событиям иноязычной культуры;

‒ интерпретировать социокультурную информацию для формирования умений критического мышления;

‒ выполнять задачи социокультурного содержания в условно-коммуникативных ситуациях и т.д. [4].

Процесс формирования социокультурной компетенции является актуальным на любом этапе развития обучающегося, помогает ученику погрузиться в культурный контекст страны, язык которой изучается, активно участвовать в диалоге культур, а также расширять свой кругозор. Упражнения и задания, ориентированные на формирование социокультурной компетенции, только повышают интерес учащихся к учебному процессу, ведь на уроках можно применять аудио- и видеоматериалы с аутентичной речью, тексты, содержащие социокультурный компонент.

Уровень подготовки самих учащихся позволит применять различные комплексы упражнений и задач, направленных на формирование социокультурной компетенции в разных видах речевой деятельности. Социокультурный компонент будет способствовать формированию у учащихся целостной системы представлений о национально-культурных особенностях страны, язык которой изучается.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

2. Гальскова, Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 1. – C. 3‒8.

3. Елизарова, Г. В. О природе социокультурной компетенции / Г. В. Елизарова // Studia Linguistica. 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. – СПб. : Тригон, 1999. – C. 274‒281.

4. Риске, И. Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: дис… канд. пед. наук : спец. 13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по уровням образования)» / Инесса Элвантовна Риске. – СПб., 2000. – 259 с.

5. Топалова, В. М. Формирование социокультурной компетенции у студентов

неязыкового вуза: дисс. ... канд. пед. наук : спец. 13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по уровням образования)» / В. М. Топалова. – Киев, 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога