Грицкова Н. В., Полухин И. О.
Грицкова Н. В., Полухин И. О.
(г. Луганск, ЛНР)
ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Культурное
разнообразие должно быть важным средством сохранения человеческих ценностей.
Изучение иностранного языка означает приближение к другим культурным
цивилизациям, развитие интеллекта для встречи с реальным и неизвестным,
самообогащение путём познания других культур и их мировосприятие.
Вопрос о
страноведческом, лингвострановедческом и социокультурном аспектах обучения
иностранным языкам, о содержании коммуникативной компетенции нашли
теоретическое обоснование в трудах многих учёных. В последние годы усилилось
внимание учёных к феномену социокультурной компетенции как одного из важных
показателей готовности личности к межкультурной коммуникации [3].
Исследовательница
В. Топалова отмечает, что основой социокультурной компетенции на
лингвистическом уровне является социокультурный компонент содержания обучения
иностранному языку, к которому автор относит:
1) фоновые знания
носителей языка;
2) навыки и умения
речевого и неречевого поведения;
3) национальную
культуру страны, язык которой изучается [5, с.167].
Социокультурный
компонент содержания обучения иностранному языку можно трактовать как систему
знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает развитие иноязычной
социокультурной компетенции студентов, формирование мировоззрения, морали и
поведения, подготовку специалистов к общественной жизни в многокультурном
обществе [1].
Овладевая
иностранным языком, учащиеся средней школы знакомятся с миром другой культуры.
Развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни
сверстников за границей, к народу страны, язык которой изучается, является
одной из основных целевых установок в методике обучения иностранным языкам. Её
успешной реализации будет способствовать разнообразный учебный материал, в
интересной форме отражающий жизнь зарубежных сверстников. Он будет формировать
эмоции и образно-художественную память учащихся, будет стимулировать их
образное мышление, развивать вкусы и чувства [2].
Формирование
социокультурной компетенции будет успешным при условии систематического
выполнения упражнений и задач, предполагающих развитие таких умений:
‒ формировать
положительное отношение к культуре народов, язык которых изучается;
‒ проводить
параллели между двумя культурами;
‒ выбирать
социокультурные явления в соответствии с задачами учителя;
‒ оценивать
социокультурные события и находить отличия;
‒ формировать
ассоциативные умения и эстетические чувства;
‒ комментировать
иноязычный материал социокультурного содержания, выражая при этом собственное
мнение;
‒ выражать своё
отношение к важным событиям иноязычной культуры;
‒ интерпретировать
социокультурную информацию для формирования умений критического мышления;
‒ выполнять задачи
социокультурного содержания в условно-коммуникативных ситуациях и т.д. [4].
Процесс
формирования социокультурной компетенции является актуальным на любом этапе
развития обучающегося, помогает ученику погрузиться в культурный контекст
страны, язык которой изучается, активно участвовать в диалоге культур, а также
расширять свой кругозор. Упражнения и задания, ориентированные на формирование
социокультурной компетенции, только повышают интерес учащихся к учебному
процессу, ведь на уроках можно применять аудио- и видеоматериалы с аутентичной
речью, тексты, содержащие социокультурный компонент.
Уровень подготовки
самих учащихся позволит применять различные комплексы упражнений и задач,
направленных на формирование социокультурной компетенции в разных видах речевой
деятельности. Социокультурный компонент будет способствовать формированию у
учащихся целостной системы представлений о национально-культурных особенностях
страны, язык которой изучается.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов,
Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. :
Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Гальскова,
Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения
иностранным языкам / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. –
2004. – № 1. – C. 3‒8.
3. Елизарова,
Г. В. О природе социокультурной компетенции / Г. В. Елизарова //
Studia Linguistica. 8. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы.
– СПб. : Тригон, 1999. – C. 274‒281.
4. Риске,
И. Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени
обучения на материале англоязычной поэзии: дис… канд. пед. наук : спец.
13.00.02. «Теория и методика обучения и воспитания (по уровням образования)» /
Инесса Элвантовна Риске. – СПб., 2000. – 259 с.
5. Топалова,
В. М. Формирование социокультурной компетенции у студентов
Комментарии
Отправить комментарий