Жоломко М. И.
Жоломко М. И.
(г.
Горловка, ДНР)
ДРЕВНИЕ
ЯЗЫКИ И ОБРАЗОВАНИЕ
Древнегреческий и
латинский языки, стоящие у истоков европейской цивилизации были основой
европейского и русского образования в течение нескольких веков. Обусловлено это
той огромной ролью, которую сыграли древние языки в становлении европейской
культуры и европейских языков.
Считается, будто
изучать древние языки – скучно. Но когда их наконец освоишь, читать тексты
становится проще и можно браться за собственные исследования. Какие бы эпохи ни
изучали филологи или историки, они должны иметь дело с текстами на языке
оригинала: нужно понимать мельчайшие различия в значении и употреблении слов,
при переводе эти различия улетучиваются. Поэтому без знания латыни и
древнегреческого языка нельзя заниматься историей Древней Греции и Рима, античной
литературой и философией. Но латынь необходима и тем, кто хочет изучать
европейскую культуру позднейших эпох, ведь в средние века и раннее Новое время
в Западной Европе латынь служила основным письменным языком и уступала народным
языкам очень медленно.
Древнегреческий
язык же процветал в Византии, а это государство просуществовало тысячу лет. Там
он выполнял функцию письменного языка, который жил параллельно с народным
греческим. На древнегреческом писали и после падения Византийской империи,
причем не только греки. В европейских университетах в XVII–XIX веках защищали
диссертации не только на латыни и на новых языках, но иногда и на
древнегреческом.
Древнегреческий
уникален тем, что на его примере очень хорошо видно, как языки меняются: первые
дошедшие до нас письменные свидетельства греческого языка относятся ко II
тысячелетию до нашей эры, но все периоды развития греческого вплоть до
современного отражены в сохранившихся текстах. Если эти изменения
систематизировать, можно научиться замечать похожие процессы в других языках
или сопоставить их, а потом моделировать происходившее с языками до
возникновения письменности. Этими вещами занимается сравнительно-историческое
языкознание.
Изучение древних
языков развивает лингвистический кругозор, помогает пониманию многообразных
связей древних с новыми языками, вводит в мир сравнительно-исторического
языкознания. Освоение древних языков стимулирует интеллектуальное развитие,
формирует умение анализировать языковые факты, логическое мышление, память.
Стоит отметить,
что невозможно изучать язык без знания исторического контекста, потому что язык
не может существовать вне культуры. Важно, чтобы студенты запоминали основные
вехи всемирной истории. Когда эти знания
сложатся в единую систему, им будет проще сопоставлять события и реалии, они
смогут точнее трактовать слова при переводе текстов и понимать, какие явления
за ними стоят.
Таким образом,
общая польза от изучения древних языков состоит в том, что студент тренируется
логически рассуждать, когда анализирует сложную морфологию и синтаксис и
сопоставляет возможные интерпретации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волина, В. Откуда пришли слова / В. Волина. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256 с.
2. Кацман,
Н. Л. Методика преподавания латинского языка / Н. Л. Кацман
– М. : 2003. – 239 с.
3. Плунгян,
В. А. Почему языки такие разные / В. А. Плунгян. – М. : АСТ,
2013. – 274 с.
Комментарии
Отправить комментарий