Войченко В. А.
Войченко В. А.
(г. Луганск, ЛНР)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПК ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ
В условиях
постоянной интеграции мира невозможно представить хорошее образование для
человека без изучения иностранного языка. Все чаще для достижения хороших
результатов используется помощь компьютера при изучении английского, который
может стать хорошим помощником, как для преподавателя, так и для студента.
Очень трудно обойтись без информационных технологий при обучении
аудированию –
рецептивному виду речевой деятельности (ВРД), который представляет собой
одновременное восприятие и понимание речи на слух и как самостоятельный ВРД
имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Аудирование невозможно полностью
заавтоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и
грамматических конструкций.
Внешне это
невыраженный процесс, поэтому в течение длительного времени в истории развития
методики аудирование не рассматривали как самостоятельный ВРД, а считали
пассивным процессом и «побочным продуктом говорения» [1, стр.161].
Однако в
дальнейшем учеными было доказано, что аудирование является активным процессом,
во время которого происходит напряженная работа всех психических и умственных
процессов, происходит восприятие получаемой информации в виде звуковой формы,
ее переработка и сличение с эталонами, хранящимися в долговременной памяти обучающихся,
узнавание и понимание мысли.
Аудирование тесно
связано с другими ВРД: аудирование и чтение направлены на восприятие и
смысловую переработку информации, и этим объясняется общность речевых
механизмов, обслуживающих рецептивные ВРД. Аудирование и говорение представляют
собой две стороны единого явления, называемого устной речью.
Аудирование –
единственный ВРД, когда от слушателей почти ничего не зависит, так как языковая
форма и содержание заданы извне говорящим, пропускная способность слухового канала
ниже, чем, например, зрительного, соответственно, слуховая память развита хуже,
чем зрительная, следовательно, при длительном слушании быстро наступает
утомляемость и быстрее происходит забывание того, что мы слышим. И,
естественно, в реальной ситуации общения нельзя повторить то, что мы слышим или
слушаем. Например, речь лектора, учителя, разговор двух или более собеседников,
теле/радиопередача, объявления по громкоговорителю на ж/д станциях/вокзалах и
т.д.
Исходя из выше
изложенного, можно сделать вывод о том, что научить аудированию трудно, тем
более что работа над этим видом речевой деятельности у самих обучающихся не
вызывает положительных эмоций.
Основным фактором
при обучении аудированию является мотивация [2, стр. 312].
У слушателя должна быть потребность к восприятию на слух. Важно подобрать
материал, который будет интересен и познавателен для обучающихся (например,
текст страноведческого характера), будет соответствовать их возрастным
особенностям, интересам, проблемам молодежи. В настоящее время существует
огромное количество доступных средств для аудирования, среди которых
аудиозаписи, фильмы, песни на английском языке, аудиокниги, радиопередачи,
телевизионные каналы, подкасты.
Для формирования
навыков аудирования целесообразно использовать такой вид работы как просмотр
художественных фильмов с оригинальной звуковой дорожкой. Наличие субтитров
является положительным фактором и выполняет роль ключевых слов, записанных на
доске при аудировании текста, а сюжет и действия персонажей помогают делать
языковые догадки. Методика работы в каждом случае зависит от задач, которые
ставятся перед студентами. Так, целесообразно работать с небольшим фрагментом,
к которому разработаны тестовые задания. Преподаватель проводит вступительную
беседу: знакомит студентов с видом работы, объясняет сюжетную линию фильма и
предлагает пересмотреть отрывок (студенты в этом случае просматривают 2-3
раза). После этого выполняются тесты. Если общий уровень владения иностранным
языком в группе не очень высокий, можно дать задание на просмотр значительного
отрывка (примерно 30-40 минут), а для контроля понимания материала сделать
письменное изложение увиденного. Такой вид работы подходит и для дистанционной
формы обучения.
Конечно,
нехватка времени и материальная база учебного заведения ограничивают применение
игр для ПК как элемента аудиторного занятия, но во внеаудиторной и
индивидуальной работе этот сегмент приложений имеет значительный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие
для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Гальскова – М. :
АРКТИ, 2004. – 192 с.
2.
Малярова, И. А. Обучение аудированию на уроках английского языка и
типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности [Электронный
ресурс] / И. А. Малярова // Молодой ученый. – 2018. – №48. – С. 312.
– Режим доступа : https://moluch.ru/archive/234/54264/ (дата обращения:
17.03.2020).
Комментарии
Отправить комментарий