Мирошниченко Ю. С., Николаева Т. В.

 Мирошниченко Ю. С., Николаева Т. В.

(г. Луганск, ЛНР) 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ 

В соответствии с программными требованиями по иностранному языку студенты неязыковых вузов должны владеть иноязычной коммуникативной компетенцией в устной и письменной формах. Формирование и развитие адекватных умений требует значительных усилий со стороны преподавателей в плане как обновления своих технологий обучения, так и в плане переосмысления роли преподавателя иностранного языка как носителя межкультурных контактов.

Стоит выделить четыре главные структурные составляющие содержания обучения иностранному языку: 1) внеязыковой компонент, элементами которого могут выступать сферы деятельности, темы, в которых передается предметное содержание общения; 2) языковой и речевой компонент, который традиционно состоит из языкового (фонетического, лексического и грамматического) и речевого (образцы речи на уровне фразы, текста; свободные и устойчивые словосочетания) материала; 3) социокультурный компонент, содержание которого состоит из системы страноведческих и лингвострановедческих знаний, навыков и умений вербального и невербального поведения носителей языка; 4) психологический компонент, который заключается в формировании навыков и умений использования языка с целью общения. Социальный смысл общения заключается в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта, то есть определенного предметного содержания. В ходе общения передача этого содержания осуществляется коммуникантами в определенной сфере деятельности и реализуется в конкретных коммуникативных ситуациях. Способом организации предметного содержания общения у студентов следует выбирать проблему, которая характеризует их как мотивирующий фактор общения. Конкретизация предметного содержания общения и обеспечения его мотивационной фазы осуществляется с помощью коммуникативных намерений, которые также должны найти свое место в структуре внеязыкового компонента содержания обучения. В роли объекта обучения иностранному языку выступает речевая деятельность, которая определяется как процесс взаимодействия таких компонентов: участники общения, коммуникативные намерения, предметное содержание, паралингвистические средства. Однако речевые действия возможны лишь тогда, когда владение языковым и речевым материалом доведено до уровня навыков и умений. Следовательно, подтверждается необходимость включения в содержание обучения психологического компонента.

Если говорить о психологических особенностях студентов, влияющих на усвоение ими иностранного языка, то стоит выделить следующие:

- личность студента направлена на будущую профессиональную деятельность. Это способствует развитию профессиональных интересов, стремлению к усвоению информации об объекте их повышенного интереса. Поэтому возникает необходимость в выделении, в рамках внеязыкового компонента, отдельной сферы общения, в которой предметное содержание общения адекватно отражало бы профессиональное направление развития личности студента.

- у студента наблюдается синтез относительно высокой абстрактно-логической формы мышления и восходящей тенденции к регуляции собственного и чужого поведения. Такой синтез детерминирует появление в аналитической деятельности студента критических черт, причинного объяснения явлений, стремления к обсуждению проблем, которые их волнуют.

- мышление студентов характеризуется высоким уровнем обобщения, абстрагирования, их память и внимание специализируются в соответствии с направленностью личности. Имеют место существенные изменения в коммуникативном развитии студентов. Все это предполагает, с одной стороны, необходимость в соответствующем речевом материале, поскольку усложняется речь студентов, актуализируются функции регуляции и обобщения.

Таким образом, вышеперечисленные особенности развития личности, интеллекта и деятельности студентов определяют специфику внеязыкового, психологического, языкового и речевого компонентов содержания обучения иностранному языку.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с.

2. Иценко, И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам / И. А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202–210.

3. Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / А. А. Миролюбов. – Обнинск : Титул, 2012. – 246 с.

4. Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2011. – 454 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога