Мирошниченко Ю. С., Николаева Т. В.
Мирошниченко Ю. С., Николаева Т. В.
(г. Луганск, ЛНР)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
В соответствии с программными требованиями
по иностранному языку студенты неязыковых вузов должны владеть иноязычной коммуникативной
компетенцией в устной и письменной формах.
Формирование и развитие адекватных умений требует значительных усилий со
стороны преподавателей в плане как обновления своих технологий обучения, так и
в плане переосмысления роли преподавателя иностранного языка как носителя
межкультурных контактов.
Стоит выделить четыре главные структурные
составляющие содержания обучения иностранному языку: 1) внеязыковой компонент,
элементами которого могут выступать сферы деятельности, темы, в которых
передается предметное содержание общения; 2) языковой и речевой компонент,
который традиционно состоит из языкового (фонетического, лексического и
грамматического) и речевого (образцы речи на уровне фразы, текста; свободные и
устойчивые словосочетания) материала; 3) социокультурный компонент, содержание
которого состоит из системы страноведческих и лингвострановедческих знаний,
навыков и умений вербального и невербального поведения носителей языка; 4)
психологический компонент, который заключается в формировании навыков и умений
использования языка с целью общения. Социальный смысл общения заключается в
том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта,
то есть определенного предметного содержания. В ходе общения передача этого
содержания осуществляется коммуникантами в определенной сфере деятельности и
реализуется в конкретных коммуникативных ситуациях. Способом организации
предметного содержания общения у студентов следует выбирать проблему, которая
характеризует их как мотивирующий фактор общения. Конкретизация предметного
содержания общения и обеспечения его мотивационной фазы осуществляется с
помощью коммуникативных намерений, которые также должны найти свое место в
структуре внеязыкового компонента
содержания обучения. В роли объекта обучения иностранному языку выступает
речевая деятельность, которая определяется как процесс взаимодействия таких
компонентов: участники общения, коммуникативные намерения, предметное
содержание, паралингвистические средства. Однако речевые действия возможны лишь
тогда, когда владение языковым и речевым материалом доведено до уровня навыков
и умений. Следовательно, подтверждается необходимость включения в содержание
обучения психологического компонента.
Если говорить о психологических
особенностях студентов, влияющих на усвоение ими иностранного языка, то стоит
выделить следующие:
- личность студента направлена на будущую
профессиональную деятельность. Это способствует развитию профессиональных
интересов, стремлению к усвоению информации об объекте их повышенного интереса.
Поэтому возникает необходимость в выделении, в рамках внеязыкового компонента, отдельной сферы общения, в
которой предметное содержание общения адекватно отражало бы профессиональное
направление развития личности студента.
- у студента наблюдается синтез
относительно высокой абстрактно-логической формы мышления и восходящей
тенденции к регуляции собственного и чужого поведения. Такой синтез
детерминирует появление в аналитической деятельности студента критических черт,
причинного объяснения явлений, стремления к обсуждению проблем, которые их
волнуют.
- мышление студентов характеризуется
высоким уровнем обобщения, абстрагирования, их память и внимание специализируются
в соответствии с направленностью личности. Имеют место существенные изменения в
коммуникативном развитии студентов. Все это предполагает, с одной стороны,
необходимость в соответствующем речевом материале, поскольку усложняется речь
студентов, актуализируются функции регуляции и обобщения.
Таким образом, вышеперечисленные
особенности развития личности, интеллекта и деятельности студентов определяют
специфику внеязыкового, психологического, языкового и речевого компонентов
содержания обучения иностранному языку.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя.
– М. : Просвещение, 1991. – 222 с.
2.
Иценко, И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения
иностранным языкам / И. А. Иценко // Вестник Томского государственного
педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202–210.
3.
Миролюбов, А. А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность / А. А. Миролюбов. – Обнинск : Титул, 2012. – 246 с.
4.
Щукин, А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное
пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А. Н. Щукин. –
М. : ИКАР, 2011. – 454 с.
Комментарии
Отправить комментарий