Пантыкина Н. И.

 Пантыкина Н. И.

(г. Луганск, ЛНР) 

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

На сегодняшний момент система образования становится гибкой и соответствует запросам современности. Для эффективного усвоения новой информации необходимы методы обучения, направленные на эффективное получение знаний в процессе изучения иностранного языка. По нашему мнению, одним из таких является метод «мозгового штурма» (brainstorming).

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение» [4], в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.

Если говорить об особенности данного метода, то следует отметить коллективную мыслительную деятельность по генерированию новых идей для решения научных и практических проблем посредством свободного выражения мнения всеми участниками, поиску нетрадиционных путей их реализации [1].

В процессе использования метода мозгового штурма достигаются следующие педагогические задачи:

-                   активное усвоение учебного материала обучающимися;

-                   связь теории с практикой;

-                   формирование опыта творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;

-                   стимулирование познавательной деятельности и интереса обучающихся;

-                   развитие интеллектуальных способностей, быстроты мыслительных операций, концентрации внимания обучающихся;

-                   формирование коммуникативных умений взаимодействия в группе, опыта коллективной деятельности [2].

Считаем, что определенные техники при работе с методом мозгового штурма, помогут развить у обучающихся творческое мышление, работать в команде и прийти к правильному решению. Рассмотрим несколько техник.

1. Брейнрайтинг. В этом методе невербального мозгового штурма каждый записывает три идеи, относящиеся к теме мозгового штурма. На этот процесс уходит от четырех до шести минут. Затем каждый передает свои идеи человеку справа (или слева), который затем будет развивать идеи, добавляя пункты списка или творческие стратегии. Ещё через несколько минут все будут снова передавать лист бумаги, пока он не окажется у каждого участника. После того, как идеи распространятся по кругу, группа обсуждает их и решает, какие идеи лучше всего реализовать. Этот метод может устранить два негативных момента мозгового штурма: несбалансированный разговор и эффект привязки. В этом случае все предложенные участниками мозгового штурма идеи становятся общими и используются для дополнительного развития предложенной темы обсуждения.

2. Быстрое мышление. При быстром формировании идей каждый записывает как можно больше идей за установленный промежуток времени, прежде чем какие-либо идеи будут обсуждаться, критиковаться или конкретизироваться. Для этого метода мозгового штурма нужно будет установить (и придерживаться) ограничения по времени, иначе есть риск потерять чувство срочности. Этот мозговой штурм может помочь избежать слишком распространенного сценария, когда идея отбрасывается до того, как она успевает вырасти, трансформироваться и развиться. Позволяя каждому зафиксировать свои идеи до начала критики, быстрое формирование идей даёт возможность избежать преждевременного опровержения идей. Ограничение по времени также может помешать людям отговорить себя от идеи, прежде чем они поделятся ею с группой, что является обычной ошибкой мозгового штурма.

3. «Звездообразование». Поиск «звезд» – это техника мозгового штурма возникает уже на более поздней стадии, которая может быть реализована, когда участники уже выбрали идею, которую нужно развить и потенциально реализовать. В ходе мозгового штурма обучающие начинают с идеи или задачи в центре, а затем создают вокруг неё шестиконечную звезду. Каждая точка представляет собой вопрос: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Как? Поскольку техника фокусируется на вопросах, а не на ответах, поиск «звезд» побуждает группу исследовать идею со всех сторон. Такое представление идеи освобождает автора идеи от необходимости защищать её или выяснять, как реализовать её самостоятельно. Вместо этого команда работает над решениями вместе [3].

Таким образом, рассмотрев несколько эффективных техник при работе с методом мозгового штурма для изучения иностранного языка, полагаем, что данный метод стимулирует творческую активность обучающихся, объединяет полученные теоретические знания с практическими, активизирует учебно-познавательную деятельности, учит работать в команде, а также уважать любую высказанную мысль.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина. – СПб. : СПбГИЭУ, 2015. – 59 с.

2. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений: учеб. пособие / А. П. Панфилова. – М. : ФЛИНТА, 2015. – 318 с.

3. Эффективные техники метода мозгового штурма [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.wework.com/ideas/professional development/creativity-culture/effective-brainstorming-techniques (дата обращения: 04.10.2021).

4. Osborn, A. F. Applied imagination / A. F. Osborn. – New-York : Scribner's Sons, 1953. – 317 p.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога