Сергеева А. К.

 Сергеева А. К.

Научный руководитель: канд. филол. н., доц. Шеховцова Е. А.

(Санкт-Петербург, РФ)

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 

Всякая деятельность, направленная на взаимодействие субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности, протекает в совокупности учебно-воспитательного и самообразовательного процессов. В целях обеспечения надлежащего состояния участников образовательного процесса должны быть приняты соответствующие меры по сохранению здоровья каждого из таковых. Достигнуть результата не ухудшения состояния здоровья обучающихся возможно только при создании специальных обстоятельств, благодаря которым процесс обучения будет протекать в здоровьесберегающих условиях. С. Г. Сериков трактует здоровьесбережение в образовании как «единство мер, предпринимаемых участниками образования и направленных на улучшение (неухудшение) здоровья у них самих и у партнеров, а также на рост качества образованности и (или) профессиональной квалификации» [1].

Готовность педагогического состава вуза осуществлять какую-либо деятельность, направленную на здоровьесбережение обучающихся обусловлена прежде всего способностью каждой отдельной личности к выполнению всех необходимых для этого требований.

Проблема готовности специалистов вузов к работе трактуется в разных источниках как совокупность проблем, относящихся к их установкам, профессиональной подготовке и компетентности в целом.

Готовность к реализации здоровьесбережения студентов понимается как профессиональное свойство педагога, отражающее степень приобретения им социального опыта в контексте здоровьесбережения, сосредоточенного на сохранении и укреплении своего собственного здоровья и здоровья обучающихся и способности использования этого опыта в повседневной педагогической деятельности.

Компетентность по отношению к готовности к здоровьесбережению означает присутствие у педагога требующегося объема информации, который состоит из:

·                   знаний об общей картине состояния здоровья студентов;

·                   информации об уровне образованности обучающихся;

·                   сильные и слабые места студентов необходимые при сопоставлении картин здоровья и образованности;

·                   представлений о специфике работы сотрудника вуза в условиях здоровьесберегающей педагогической деятельности;

·                   представлений об общих порядках здоровьесберегающего процесса обучения, его характеристиках и особенностях;

·                   достаточных знаний в области таких дисциплин как:

педагогика, психология, валеология (направление в альтернативной медицине и педагогике, основной задачей которого является комплексное изучение индивидуального здоровья человека), здоровый образ жизни; информации о средствах, которые необходимы для использования.

В современном мире педагогу необходимо не только следить за уровнем образованности своих студентов, но и не забывать о сохранении здоровья каждого участника образовательного процесса. Более того, уровень образованности и уровень здоровья обучающихся должны быть равны и первостепенны для качественного оказания образовательных услуг. Если учебная нагрузка превалирует, а состояние здоровья учащихся является для педагога пустым звуком, то это быстро найдет отражение в результатах его собственной работы, так как состояние здоровья студентов напрямую связано с продуктивностью этих занятий. Вместе с тем, недостаточная учебная нагрузка отразится на конечном уровне образованности у студентов. Квалифицированный специалист никак не может допустить снижение активности работы студентов, так как снижение активности будет означать уменьшение количества проделанной работы и, как следствие, снижения общего уровня образованности у обучаемых [1].

Следует отметить, что изучение иностранных языков максимально благотворно влияет на процесс мозговой активности, выступая в качестве ранней профилактики таких серьезных заболеваний как Альцгеймер и деменция. Исследования показали, что чем больше иностранных языков изучается одним индивидом, тем более эффективным становится процесс обработки и усвоения им всей накопленной в ходе обучения информации. Мозг такого человека приобретает свойство большей эластичности, что создает когнитивные преимущества (способность быстро перемещать фокусы внимания, прогнозировать возможные трудности и без труда лавировать между задачами).

Таким образом, квалифицированный педагог и преподаватель иностранного языка в частности, должен обладать высоким уровнем готовности к здоровьесберегающей деятельности и использованию, разработке и применению на практике своих собственных наработок относительно сохранения как физического, так и психологического здоровья всех участников процесса обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Сериков, Г. Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Екатеринбург-Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. – С. 242.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога