Цверкун Ю. Б.
Цверкун Ю. Б.
(г. Одинцово, РФ)
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В контексте глобализации и
международного сотрудничества сфера образования приобретает важнейшее значение.
Как отмечает С. Г. Тер-Минасова, «процесс глобализации, явления
весьма противоречивого, тормозится отсутствием глобального языка и сопротивлением
национальных языков и культур» [3, с. 31]. Представляется важным отметить
следующий парадокс: «перспектива глобализации и вторжения глобального языка и
культуры заставила все народы встрепенуться, очнуться, осознать свою
национальную самобытность, глубже оценить свою культуру и свой язык и начать о
них заботиться» [Там же].
Подчеркнем, что для
современного образования, как и для других областей знаний и деятельности
человека, характерны интеграционные процессы, происходящие в контексте
глобализации, а также сохранение своеобразия отдельных локальных систем
образования. Указанные процессы неизбежно воздействуют на соответствующую
терминологию, в результате чего наблюдается взаимодействие и взаимовлияние двух
тенденций: во-первых, стандартизация и унификация терминов образования,
во-вторых, стремление к использованию терминов с культурным компонентом
значения.
Целью предлагаемого
исследования является рассмотрение англоязычной терминологии образования в
лингвокультурологическом аспекте.
Поясним, что лингвокультурологический
подход к объяснению лексической единицы по своей природе является
дескриптивным, то или иное рассматриваемое явление аксиоматически определяется
как культурно значимое, следовательно, объяснение конкретного явления
переносится из области языка в область истории, мифологии, фольклора [2]. Под
лингвокультурологическим аспектом исследования лексических единиц
подразумевается изучение отражения уклада жизни, традиций, обычаев, истории
народа в языке.
Поскольку в исследовании
англоязычные термины образования рассматриваются в рамках концепции культурного
компонента значения терминов, разработанной В. А. Иконниковой,
поясним, что терминологические единицы с культурным компонентом значения – «это
единицы, в значение языкового субстрата которых входит информация об
историко-территориальных ценностях, представлениях, особенностях и реалиях
культуры определенного историко-территориального сообщества» [1, с. 11].
Для рассмотрения специфики
англоязычной терминологии образования в лингвокультурологическом аспекте было
проанализировано около 6000 англоязычных терминов сферы образования [4].
Центростремительную тенденцию развития
терминологий и терминосистем иллюстрируют общеанглийские термины образования
(около 62%) и термины, входящие в терминосистемы Международного
бакалавриата, Болонского процесса, Международной стандартной классификации
образования и термины, зафиксированные в Глоссарии Международного бюро
просвещения ЮНЕСКО и в глоссариях различных публикаций европейской
информационной сети в образовательной сфере “Eurydice”. Данные термины
представляют собой результат стандартизации и унификации терминов (20%).
Центробежная тенденция представлена терминами, в
структуре значения которых содержится культурный компонент. Для более
подробного исследования указанной тенденции проведен анализ терминологических
единиц с культурным компонентом значения, маркированных в территориальном и/или
историко-территориальном плане, как: US, British and Australian, Scottish, England and Wales, at some British universities, at Oxford и др., либо содержащих в
словарных толкованиях отсылки к отдельным системам образования. Анализ корпуса
исследования показал, что из 6 тыс. терминов образования 1108 (18%)
являются терминами с культурным компонентом значения, которые представляют центробежную
тенденцию развития терминологии рассматриваемой области.
Изучив особенности
англоязычной терминологии образования в лингвокультурологическом аспекте,
отметим, что, несмотря на ряд очевидных преимуществ интеграционных процессов, в
образовательной сфере сохраняется
тенденция к использованию целого пласта лексики, отражающей культурное,
историческое и территориальное своеобразие локальных терминосистем образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иконникова, В. А.
Возникновение и развитие культурного компонента в англоязычной юридической
терминологии (на материале терминосистем Англии, Шотландии, США) /
В. А. Иконникова. – М. : МПГУ, 2014. – 496 с.
2. Карасик, В. И.
О категориях лингвокультурологии / В. И. Карасик // Языковая
личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. – Волгоград :
Перемена, 2001. – С. 3–16.
3. Тер-Минасова,
С. Г. Язык и национальная безопасность (современный аспект проблемы) /
С. Г. Тер-Минасова // Ценности и смыслы. – 2010. – № 6(9). –
С. 25–33.
4. Цверкун,
Ю. Б. Особенности англоязычных терминов системы образования:
лингвокультурологический аспект: : автореф. дис. … канд. филол. наук : спец.
10.02.04 «Германские языки» / Цверкун Юлия Борисовна. – Москва, 2019. –
22 с.
Комментарии
Отправить комментарий