Северинова Л. А.

 Северинова Л. А.

(г. Луганск, ЛНР)

ВНЕАУДИТОРНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА 

Дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом в процессе формирования компетентного специалиста. Одновременно с этим, ее роль в неязыковом образовательном учреждении среднего профессионального образования зачастую недооценивается. Об этом свидетельствует отсутствие разработанной методики обучения иностранному языку и его отрыв от профессиональной подготовки будущего специалиста, недостаточное количество часов, отводимых на данную дисциплину, загруженность студентов профилирующими предметами.

Изучению иностранного языка в неязыковом образовательном учреждении СПО могут способствовать следующие мотивы: коммуникативные (основа потребностей в общении), лингво-познавательные (стремление к познанию языковых явлений), страноведческие (тематическая направленность, а также эмоциональная заинтересованность студентов в профессиональных или социально-бытовых сферах общения), инструментальные (результат положительного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности).

Тем не менее, перед преподавателями встает проблема недостаточной мотивации студентов при изучении иностранного языка: ряд студентов и вовсе не видит смысла в его изучении (впрочем, так же, как не видели смысла его изучения еще в школе); преобладающее большинство студентов не верят в возможность достижения каких-либо результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации, обучаясь иностранному языку только на занятиях в колледже. Как следствие, студенты уделяют минимум времени иностранному языку, отдавая предпочтение изучению профильных дисциплин. Преподавателям иностранного языка приходится сталкиваться с нежеланием студентов выполнять даже элементарные домашние задания. Другими словами, налицо полное отсутствие мотивации.

Однако именно мотивация является главным побуждающим фактором, влияющим на успешность всего процесса обучения и определяющим конечный результат. Естественно, перед преподавателями колледжа возникает вопрос: как за одно аудиторное занятие в неделю, которое отводится на иностранный язык, обучить студентов грамматике, лексике, фонетике, страноведению?

С целью предупреждения снижения продуктивности занятий и повышения мотивации к изучению иностранного языка преподавателю необходимо умение профессионально подбирать подходящий метод обучения, дополнительные учебные материалы и осуществлять правильную организацию проведения всех видов занятий.

Проведение внеаудиторных занятий способствуют обогащению личного опыта студентов, дальнейшему всестороннему раскрытию индивидуальных и творческих способностей. Кроме того, данное направление является составной частью учебно-воспитательного процесса [2, с. 159].

В процессе организации внеаудиторной работы важно выбрать именно ту форму, которая позволит с большей пользой передать студентам весь необходимый теоретический и практический опыт. При этом не следует забывать, что для достижения нужного результата внеаудиторных занятий, необходимо четко спланировать их организацию, хорошо понять и освоить основные аспекты и методы их проведения, виды и формы в зависимости от различных ситуаций [1, с. 5].

К числу наиболее распространенных форм организации внеаудиторной работы по иностранному языку в колледже относятся: соревновательные формы работы (конкурс, игра, викторина, подготовка студентами видеороликов и т. д.); политико-массовые формы работы (акция солидарности, форум, фестиваль, пресс-конференция, дискуссионный клуб и др.); средства массовой информации (стенгазета, стенд, бюллетень, выставка и др.).

При этом отмечен тот факт, что при проведении внеаудиторных мероприятий с привлечением большого количества студентов их уровень владения иностранным языком может быть минимальным, а положительный результат – победа в конкурсе (благодаря соревновательному элементу) – при этом достигнут. Другими словами, ассоциация победы в конкурсе с изучением английского языка делает свое дело, и мотивация студентов возрастает.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: при правильно подготовленной внеаудиторной работе можно наблюдать эффективность использования различных активных методов обучения и увеличение мотивации к изучению иностранного языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д : Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.

2. Савина, С. Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе / С. Н. Савина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога