Северинова Л. А.
Северинова Л. А.
(г. Луганск, ЛНР)
ВНЕАУДИТОРНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
КОЛЛЕДЖА
Дисциплина
«Иностранный язык» обладает большим потенциалом в процессе формирования
компетентного специалиста. Одновременно с этим, ее роль в неязыковом
образовательном учреждении среднего профессионального образования зачастую
недооценивается. Об этом свидетельствует отсутствие разработанной методики
обучения иностранному языку и его отрыв от профессиональной подготовки будущего
специалиста, недостаточное количество часов, отводимых на данную дисциплину,
загруженность студентов профилирующими предметами.
Изучению
иностранного языка в неязыковом образовательном учреждении СПО могут
способствовать следующие мотивы: коммуникативные (основа потребностей в
общении), лингво-познавательные (стремление к познанию языковых явлений),
страноведческие (тематическая направленность, а также эмоциональная
заинтересованность студентов в профессиональных или социально-бытовых сферах
общения), инструментальные (результат положительного отношения студентов к
учебно-познавательной деятельности).
Тем не менее,
перед преподавателями встает проблема недостаточной мотивации студентов при
изучении иностранного языка: ряд студентов и вовсе не видит смысла в его
изучении (впрочем, так же, как не видели смысла его изучения еще в школе);
преобладающее большинство студентов не верят в возможность достижения
каких-либо результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации,
обучаясь иностранному языку только на занятиях в колледже. Как следствие,
студенты уделяют минимум времени иностранному языку, отдавая предпочтение
изучению профильных дисциплин. Преподавателям иностранного языка приходится
сталкиваться с нежеланием студентов выполнять даже элементарные домашние
задания. Другими словами, налицо полное отсутствие мотивации.
Однако именно
мотивация является главным побуждающим фактором, влияющим на успешность всего
процесса обучения и определяющим конечный результат. Естественно, перед
преподавателями колледжа возникает вопрос: как за одно аудиторное занятие в
неделю, которое отводится на иностранный язык, обучить студентов грамматике,
лексике, фонетике, страноведению?
С целью
предупреждения снижения продуктивности занятий и повышения мотивации к изучению
иностранного языка преподавателю необходимо умение профессионально подбирать
подходящий метод обучения, дополнительные учебные материалы и осуществлять
правильную организацию проведения всех видов занятий.
Проведение
внеаудиторных занятий способствуют обогащению личного опыта студентов,
дальнейшему всестороннему раскрытию индивидуальных и творческих способностей.
Кроме того, данное направление является составной частью учебно-воспитательного
процесса [2, с. 159].
В процессе
организации внеаудиторной работы важно выбрать именно ту форму, которая
позволит с большей пользой передать студентам весь необходимый теоретический и
практический опыт. При этом не следует забывать, что для достижения нужного
результата внеаудиторных занятий, необходимо четко спланировать их организацию,
хорошо понять и освоить основные аспекты и методы их проведения, виды и формы в
зависимости от различных ситуаций [1, с. 5].
К числу наиболее
распространенных форм организации внеаудиторной работы по иностранному языку в
колледже относятся: соревновательные формы работы (конкурс, игра, викторина,
подготовка студентами видеороликов и т. д.); политико-массовые формы работы
(акция солидарности, форум, фестиваль, пресс-конференция, дискуссионный клуб и
др.); средства массовой информации (стенгазета, стенд, бюллетень, выставка и
др.).
При этом отмечен
тот факт, что при проведении внеаудиторных мероприятий с привлечением большого
количества студентов их уровень владения иностранным языком может быть
минимальным, а положительный результат – победа в конкурсе (благодаря
соревновательному элементу) – при этом достигнут. Другими словами, ассоциация
победы в конкурсе с изучением английского языка делает свое дело, и мотивация
студентов возрастает.
Исходя из
вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: при правильно подготовленной
внеаудиторной работе можно наблюдать эффективность использования различных
активных методов обучения и увеличение мотивации к изучению иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пассов,
Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов,
Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д : Феникс; М. : Глосса-Пресс, 2010. –
640 с.
2. Савина,
С. Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе /
С. Н. Савина. – М. : Просвещение, 1991. – 159 с.
Комментарии
Отправить комментарий