Крутоянова Т. А.

 Крутоянова Т. А.

(г. Макеевка, ДНР)

 

КАЧЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

 

Внедрение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении английскому языку ставит современного школьника перед необходимостью осмыслить и осознать  национально-культурные, исторические и социально-культурные особенности изучаемого языка в процессе речевой деятельности. Таким образом, лингвострановедческий материал является необходимой частью содержания обучения, так как невозможно осуществлять общение с носителем языка на должном уровне, не имея страноведческих знаний.

Для обеспечения возможности успешного осуществления межкультурной коммуникации в иноязычном обществе следует знакомить учащихся с достаточным объемом лингвострановедческого материала, содержащего как социальные, так и исторические особенности английской национальной культуры. Использование элементов лингвострановедения на уроках иностранного языка в школе неизменно стимулирует интерес учащихся к культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям и увлечениям сверстников, то есть ко всему, что связано с реалиями страны изучаемого языка, что дает возможность изучения языка одновременно с изучением национальной культуры.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый школьник рассматривается как равноправный участник, активно действующий субъект образовательного процесса со своими способностями, ценностными ориентирами, отношением к окружающему миру. Учитель выступает как организатор учебной деятельности, перед которым встаёт задача одновременно с обучением коммуникативной составляющей иностранного языка использовать ресурс, который включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, образе жизни и традициях народов стран изучаемого языка. Школьник должен иметь возможность приобретать новый опыт межкультурной коммуникации, органично включаемый в учебный процесс и отслеживаемый не только учителем, но и самим учащимся, чему, в частности, способствует языковое портфолио.

В этом контексте линвострановедческий материал становится опорой для поддержания мотивации  и создаёт основу для обучения коммуникативной компетенции с использованием системы представлений о реалиях страны изучаемого языка. В совокупности с интерактивными и информационными технологиями этот аспект обучения призван помочь в достижении результата, которого требует современное общество, а именно воспитания личности, готовой и способной участвовать в межкультурной коммуникации и желающей самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.

Таким образом, стремясь к развитию коммуникативной компетенции как к конечному результату, необходимо дать учащимся доступ к усвоению  информации для адекватного общения и взаимопонимания между собеседниками – носителями разных культур и языковые средства, максимально удовлетворяющие их интеллектуальным запросам, формируя при этом лингвострановедческую и коммуникативную компетенции.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Брагина, А. А. Лексика языка и культура страны в лингвострановедческом аспекте / А. А. Брагина. – М. : Русский язык, 1981. – 177 с.

2. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. :Русский язык, 1980. – 320 с.

3. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 219 с.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога