Крутоянова Т. А.
Крутоянова Т. А.
(г.
Макеевка, ДНР)
КАЧЕСТВЕННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Внедрение
коммуникативно-деятельностного подхода в обучении английскому языку ставит
современного школьника перед необходимостью осмыслить и осознать национально-культурные, исторические и
социально-культурные особенности изучаемого языка в процессе речевой
деятельности. Таким образом, лингвострановедческий материал является
необходимой частью содержания обучения, так как невозможно осуществлять общение
с носителем языка на должном уровне, не имея страноведческих знаний.
Для
обеспечения возможности успешного осуществления межкультурной коммуникации в
иноязычном обществе следует знакомить учащихся с достаточным объемом
лингвострановедческого материала, содержащего как социальные, так и
исторические особенности английской национальной культуры. Использование
элементов лингвострановедения на уроках иностранного языка в школе неизменно
стимулирует интерес учащихся к культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям
и увлечениям сверстников, то есть ко всему, что связано с реалиями страны
изучаемого языка, что дает возможность изучения языка одновременно с изучением
национальной культуры.
Согласно
концепции личностно-ориентированного обучения, каждый школьник рассматривается
как равноправный участник, активно действующий субъект образовательного
процесса со своими способностями, ценностными ориентирами, отношением к
окружающему миру. Учитель выступает как организатор учебной деятельности, перед
которым встаёт задача одновременно с обучением коммуникативной составляющей
иностранного языка использовать ресурс, который включает в себя разнообразные
познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, образе жизни и
традициях народов стран изучаемого языка. Школьник
должен иметь возможность приобретать новый опыт межкультурной коммуникации,
органично включаемый в учебный процесс и отслеживаемый не только учителем, но и
самим учащимся, чему, в частности, способствует языковое портфолио.
В этом
контексте линвострановедческий материал становится опорой для поддержания
мотивации и создаёт основу для обучения
коммуникативной компетенции с использованием системы представлений о реалиях
страны изучаемого языка. В совокупности с интерактивными и информационными
технологиями этот аспект обучения призван помочь в достижении результата,
которого требует современное общество, а именно воспитания личности, готовой и
способной участвовать в межкультурной коммуникации и желающей самостоятельно
совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.
Таким
образом, стремясь к развитию коммуникативной компетенции как к конечному
результату, необходимо дать учащимся доступ к усвоению информации для адекватного общения и
взаимопонимания между собеседниками – носителями разных культур и языковые
средства, максимально удовлетворяющие их интеллектуальным запросам, формируя
при этом лингвострановедческую и коммуникативную компетенции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брагина, А. А. Лексика
языка и культура страны в лингвострановедческом аспекте /
А. А. Брагина. – М. : Русский язык, 1981. – 177 с.
2. Верещагин, Е. М.
Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин,
В. Г. Костомаров. – М. :Русский язык, 1980. – 320 с.
3. Зимняя, И. А.
Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. :
Просвещение, 1991. – 219 с.
Комментарии
Отправить комментарий