Григорьева Е. Н., Сымова Ю. А.

 Григорьева Е. Н., Сымова Ю. А.

(г. Чебоксары, РФ) 

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ УМК “SPOTLIGHT” ДЛЯ

11 КЛАССА 

Использование различного рода страноведческой информации на уроках иностранного языка предполагает ознакомление обучающихся с широким кругом сведений об истории и культуре изучаемого языка и не менее широким кругом иллюстративного материала. Кроме того, это обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, их коммуникативных навыков, а также положительной мотивации и к изучению предмета

Задачами лингвострановедческой дисциплины являются, прежде всего, изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих национальные особенности культуры народа, и формирование лингвострановедческой компетенции, под которой понимается «знание национальных обычаев, традиций, реалий страны изучаемого языка, способность извлекать из единиц языка ту же страноведческую информацию, что и его носители, и пользоваться ею» [1, c. 896].

Существует множество способов ознакомления учеников со страноведческим материалом – просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей, подкастов, работа с аутентичными объявлениями и газетными статьями, чтение аутентичных текстов, прежде всего художественной литературы, а также специальных учебных текстов.

Одним из основных является чтение текстов, содержание которых касается таких тем, как география страны, обычаи и традиции народа, выдающиеся люди, искусство, при этом подобные тексты должны быть интересны для ученика, то есть в них должна присутствовать определенная доля новизны и актуальной информации для изучающего. В эпоху расцвета средств массовой информации, в особенности социальных сетей, возможность изучения английского языка на материале биографий, трудов выдающихся людей, а также различных статей о них, интервью, документальных фильмов становится более доступной и эффективной в процессе овладения языком.

Учитель может организовать процесс обучения таким образом, что в школе учащиеся будут знакомится с плодами английской литературы, а также англоязычными авторами, а в свободное время с другими интересными личностями. В этом учителю могут помочь определенные интернет-ресурсы, учебники, раздаточный материал, а также УМК, по которому занимается учитель.

С целью определения количества использования лингвострановедческого материалами проанализировали учебно-методический комплекс Virginia Evans, Jenny Dooley, Bob Obee, Olga Afanasyeva, Irina Mikheeva “Spotlight” для 11 класса. Данный УМК включает себя небольшие учебные тексты лингвострановедческого характера, касающиеся жизни и творчества известных англоязычных писателей и поэтов. Они являются обязательной частью каждого модуля.

Учебник включает следующий материал, идущий в паре «биография-произведение»: Оскар Уайльд “The devoted friend”, Шарлотта Бронте “Jane Eyre”, Чарльз Диккенс “Great expectations”, Марк Твен “The adventures of Tom Sawyer”, Том Харди “Tess of the d'Urbervilles”, Джек Лондон “White Fang”, Редьярд Киплинг “f”, Джонатан Свифт “Gulliver's Travel”.

Также учебник содержит тексты, рассказывающие о семейном быте в викторианскую эпоху, проблемах современных подростков в англоязычных странах, биографиях известных политических деятелей, изобретателей и музыкантов США и Великобритании.

Кроме этого, в учебнике есть специальных раздел “Culture Corner”, где ученик может узнать многое о культуре англоязычных стран, об их истории, флоре и фауне, архитектуре и о многом другом.

Другой раздел “Spotlight on Russia” рассказывает на английском языке об известных русскоязычных людях, об особенностях быта, а также затрагивает темы искусства.

Таким образом можно сделать вывод, что в данном учебнике больше всего используется лингвострановедческий материал, относящийся к темам «Выдающиеся люди» и «Литература на английском языке». Прежде всего, это учебные тексты. В то же время учебник оперирует большим количеством текстов, касающихся других тем, относящихся к различным сферам жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова, О. С. Формирование лингвострановедческой компетенции старших школьников / О. С. Акимова // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 896–898.

2. Афанасьева, О. В. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева и др. – 10-е изд. – М. : Express Publishing: Просвещение, 2021. – 256 с.

3. Королёва, Г. А. Актуальность использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку [Электронный ресурс] / Г. А. Королёва // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № S8. – 0,5 п. л. –Режим доступа : http://e-koncep  (дата обращения: 25.10.2021).

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога