Кириллова И. А.
Кириллова И. А.
(г. Енакиево, ДНР)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение
иностранного языка всегда вызывает определенные сложности, которые могут быть
преодолены при условии качественного обучения, комфортной психологической
атмосферы и должной мотивации.
Основные трудности
студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования,
возникающие при осуществлении ими языкового устного или письменного
высказываний, носят психологический характер и связаны с отсутствием личной
необходимости, неуверенностью в своих языковых возможностях, со страхом
допустить ошибки, оказаться неинтересными собеседниками. Сложности вызывают
также планирование и языковое оформление высказывания, особенно в процессе
устной речи, когда говорящий не имеет времени для тщательного подбора слов.
Сложности обусловлены отсутствием у студентов того языкового опыта, который
является основой для формирования умений связной речи на родном языке. Неумение
презентовать себя, неуверенность в себе, застенчивость также затрудняют
коммуникацию.
Положительная
динамика при изучении иностранного языка может появиться у студентов, если в
учебном процессе будут созданы специальные психолого-педагогические условия,
способствующие вовлечению студентов в активный мыслительный процесс, достижению
психологической раскрепощенности в общении, повышению мотивации студентов к
использованию иностранного языка для самовыражения за счет реализации
принципов, положенных в основу организации процесса обучения:
а) создание
положительной психологической атмосферы, основанной на субъектно-субъектных
отношениях преподавателя и студентов, которая снимает психологические барьеры,
концентрируя естественные эмоции студентов и потребность в общении;
б) четкое
ориентирование в учебной деятельности, позволяющее сконцентрироваться в большей
степени на содержательной стороне общения и обеспечивающее языковую и
психологическую поддержку;
в) сотворчество
студентов друг с другом и преподавателем, проявляющееся в самостоятельном
формулировании мыслей, поиске идей и обмене этими идеями;
г) одновременное
развитие навыков и умений, тренировка лексического и грамматического материала;
д)
интерактивность, как активное продуктивное взаимодействие студентов друг с
другом и с преподавателем в ситуациях общения.
При обучении
иностранному языку задача преподавателя заключается, прежде всего, в
формировании у студента коммуникативной компетентности, расширении его
словарного запаса, минимизации неопределенностей, связанных с усвоением
лексики. Лучше всего зарекомендовал себя коммуникативный метод, который
предполагает изучение языка в психологически комфортной обстановке. Студент
должен быть не только заинтересован в общении, но и понимать, что он находится
в одинаковой ситуации с другими студентами, участвующими в процессе
коммуникации, а это, в свою очередь, не вызовет у него чувства страха перед
изучением иностранного языка.
Групповая
дискуссия повышает мотивацию и личное участие собеседников в решении
обсуждаемых проблем. Дискуссия способствует развитию лексических,
грамматических, логических навыков, побуждает студентов прислушиваться к
высказываниям, развивая тем самым навыки понимания на слух, способствует
формированию умения самостоятельно высказываться. Мотивировать студента к
высказыванию своего мнения и создавать условия для работы в команде могут
задания, которые вызывают неподдельный интерес, носят провокационный характер.
Очень часто такой тип заданий приводит к тому, что студенты пытаются перейти на
родной язык в попытках донести свою мысль. На первых этапах обучения, когда
целью преподавателя является привлечение всех студентов к высказыванию своего
мнения, для снятия напряженности, стресса, страха сказать что-то на иностранном
языке, можно позволить завершить свое высказывание на родном языке, если не
хватает знания языка. Это позволит студенту почувствовать себя важной частью
занятия, где его ценят как личность и уважают его мнение.
Таким образом,
успех изучения и практического применения иностранного языка напрямую зависит
от сложного и такого необходимого взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Студенты будут работать и изучать язык только тогда, когда смогут получать
удовольствие от процесса, чувствовать себя комфортно и понимать, что их уважают
и их мнения имеют значение. Задача преподавателя заключается в создании всех
необходимых условий, опираясь на знание психологии и методики преподавания
иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя,
И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке /
И. А. Зимняя. – М .: Просвещение, 1985. – 159 с.
2. Пассов,
Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для
учителей иностранных языков / Е. И. Пассов. – М . : Просвещение,
1985. – 208 с.
3. Скалкин,
В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей [Текст]
/ В. Л. Скалкин. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2002. – 153
с.
Комментарии
Отправить комментарий