Кириллова И. А.

Кириллова И. А.

(г. Енакиево, ДНР)


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Изучение иностранного языка всегда вызывает определенные сложности, которые могут быть преодолены при условии качественного обучения, комфортной психологической атмосферы и должной мотивации.

Основные трудности студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, возникающие при осуществлении ими языкового устного или письменного высказываний, носят психологический характер и связаны с отсутствием личной необходимости, неуверенностью в своих языковых возможностях, со страхом допустить ошибки, оказаться неинтересными собеседниками. Сложности вызывают также планирование и языковое оформление высказывания, особенно в процессе устной речи, когда говорящий не имеет времени для тщательного подбора слов. Сложности обусловлены отсутствием у студентов того языкового опыта, который является основой для формирования умений связной речи на родном языке. Неумение презентовать себя, неуверенность в себе, застенчивость также затрудняют коммуникацию.

Положительная динамика при изучении иностранного языка может появиться у студентов, если в учебном процессе будут созданы специальные психолого-педагогические условия, способствующие вовлечению студентов в активный мыслительный процесс, достижению психологической раскрепощенности в общении, повышению мотивации студентов к использованию иностранного языка для самовыражения за счет реализации принципов, положенных в основу организации процесса обучения:

а) создание положительной психологической атмосферы, основанной на субъектно-субъектных отношениях преподавателя и студентов, которая снимает психологические барьеры, концентрируя естественные эмоции студентов и потребность в общении;

б) четкое ориентирование в учебной деятельности, позволяющее сконцентрироваться в большей степени на содержательной стороне общения и обеспечивающее языковую и психологическую поддержку;

в) сотворчество студентов друг с другом и преподавателем, проявляющееся в самостоятельном формулировании мыслей, поиске идей и обмене этими идеями;

г) одновременное развитие навыков и умений, тренировка лексического и грамматического материала;

д) интерактивность, как активное продуктивное взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем в ситуациях общения.

При обучении иностранному языку задача преподавателя заключается, прежде всего, в формировании у студента коммуникативной компетентности, расширении его словарного запаса, минимизации неопределенностей, связанных с усвоением лексики. Лучше всего зарекомендовал себя коммуникативный метод, который предполагает изучение языка в психологически комфортной обстановке. Студент должен быть не только заинтересован в общении, но и понимать, что он находится в одинаковой ситуации с другими студентами, участвующими в процессе коммуникации, а это, в свою очередь, не вызовет у него чувства страха перед изучением иностранного языка.

Групповая дискуссия повышает мотивацию и личное участие собеседников в решении обсуждаемых проблем. Дискуссия способствует развитию лексических, грамматических, логических навыков, побуждает студентов прислушиваться к высказываниям, развивая тем самым навыки понимания на слух, способствует формированию умения самостоятельно высказываться. Мотивировать студента к высказыванию своего мнения и создавать условия для работы в команде могут задания, которые вызывают неподдельный интерес, носят провокационный характер. Очень часто такой тип заданий приводит к тому, что студенты пытаются перейти на родной язык в попытках донести свою мысль. На первых этапах обучения, когда целью преподавателя является привлечение всех студентов к высказыванию своего мнения, для снятия напряженности, стресса, страха сказать что-то на иностранном языке, можно позволить завершить свое высказывание на родном языке, если не хватает знания языка. Это позволит студенту почувствовать себя важной частью занятия, где его ценят как личность и уважают его мнение.

Таким образом, успех изучения и практического применения иностранного языка напрямую зависит от сложного и такого необходимого взаимодействия всех заинтересованных сторон. Студенты будут работать и изучать язык только тогда, когда смогут получать удовольствие от процесса, чувствовать себя комфортно и понимать, что их уважают и их мнения имеют значение. Задача преподавателя заключается в создании всех необходимых условий, опираясь на знание психологии и методики преподавания иностранного языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. – М .: Просвещение, 1985. – 159 с.

2. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранных языков / Е. И. Пассов. – М . : Просвещение, 1985. – 208 с.

3. Скалкин, В. Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей [Текст] / В. Л. Скалкин. – М. : Издательская корпорация «Логос», 2002. – 153 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога