Хромцова Ю. Г.
Хромцова Ю. Г.
(г. Алчевск, ЛНР)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В условиях современного технического
образования проблема подготовки специалистов с хорошим знанием иностранного
языка стоит особенно остро для открытия более широких перспектив культурного
развития и для успешной подготовки конкурентоспособных специалистов, способных
решать профессиональные проблемы на международном уровне.
В
зарубежной и отечественной психологии разработан ряд психологических теорий и
концепций, касающихся психологических особенностей процесса овладения ИЯ. Так,
специфика обучения ИЯ студентов рассматривается в ряде фундаментальных работ
таких педагогов и психологов, как И. М. Берман, И. Л. Бим,
М. А. Давыдова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская,
А. А. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, Б. В. Беляев,
В. А. Артемов и т.д.
Однако
проблема системного объединения полученных научных результатов в конкретную
модель иноязычной подготовки студентов технического вуза и выявления их
психологических особенностей остается недостаточно разработанной.
Гуманитаризация
образования, особенно технического, направлена на повышение общего культурного
уровня студентов. Преподаватели гуманитарных дисциплин в технических вузах,
хорошо знают, что знания, имеющиеся у студентов технических специальностей к
моменту их поступления в университет в сфере как родного, так и ИЯ, хуже, чем у
студентов- гуманитарных специальностей. Именно поэтому процесс обучения
студентов технических специальностей языковым дисциплинам протекает гораздо
тяжелее и результаты его гораздо менее значительны, чем результаты студентов
гуманитарных факультетов. В целом такие студенты знают и осваивают языки плохо
из-за такого психологического момента, как сугубо технический склад ума, и
отсутствия языкового чутья, без которого сложно воспринимать чисто языковые
реалии. Иногда студент интуитивно избегает неправильных грамматических
конструкций, хотя объяснить, почему надо говорить именно так, а не иначе, он не
сможет. Б. В. Беляев называет такой тип людей
«интуитивно-чувственный» [1]. Представители этого типа активно взаимодействуют
в совместной деятельности, стремятся овладеть речью, у них развита слуховая
память, они быстро усваивают основные стереотипы речевого общения, овладение
иностранным языком происходит на основе чувства языка. Однако, говоря о чувстве
языка, следует отметить, что в психологической науке отсутствует четкое
общепринятое определение данного феномена и его сущности. Традиционно оно
рассматривается как интуитивный компонент, обеспечивающий восприятие и
порождение речи, мгновенное осознание качественных компонентов высказывания и
контроль его правильности [2]. Эту ситуацию можно сравнить с ситуацией
абсолютной грамотности, когда человек пишет правильно, не зная правил.
Для
многих студентов, независимо от их пола и курса обучения, доминирующими
являются мотивы, связанные с профессиональной деятельностью и учебой. Однако
студенты технических специальностей часто относятся к ИЯ как к «не основной»
дисциплине, не имеющей особого значения для будущей профессиональной
деятельности, и поэтому не уделяют ему должного внимания. На мотивацию к
обучению ИЯ большое влияние оказывают также такие факторы, как жизненные
перспективы, представление о будущей профессиональной деятельности, прошлый опыт
студента и престижность специальности. Таким образом, преподавателю ИЯ
необходимо сначала разрушить сложившиеся мнение о ненужности этого предмета и
создать положительное эмоциональное отношение к нему, помочь осознать всю
необходимость изучения ИЯ и только потом приступать к практическим занятиям, на
которых необходимо упоминать как можно чаще о практическом владении ИЯ как
средством получения специальной информации по профилирующему предмету, что
является одной из целей обучения ИЯ. Целенаправленное формирование позитивного
отношения к освоению ИЯ у студентов технических специальностей возможно в
случае осознания актуальной значимости, прагматической ценности и
перспективности использования ИЯ в широком социальном контексте, положительной
реакции на необходимость обращения к ИЯ в реальных жизненных ситуациях,
стремления использовать ИЯ в своей основной трудовой деятельности. Формированию
позитивного отношения способствует социально-психологическая подготовка
обучающихся, которая будет не только способствовать эффективному усвоению
предмета, формированию социально-ценностной мотивации, чувства эмоционального
удовлетворения, компетентности, но и на основе индивидуального, позитивно
окрашенного отношения к изучению ИЯ корректировать негативные эмоциональные проявления,
снимать психологические барьеры, снижающие готовность субъекта к эффективному
освоению языка.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Беляев, Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /
Б. В. Беляев. – М. : Просвещение, 1965. – 228 с.
2.
Божович, Е. Д. О функциях чувства языка в решении школьниками
семантико-синтаксических задач / Е. Д. Божович //Вопросы психологии.
– 1988. – № 4. – С. 70–78.
Комментарии
Отправить комментарий