Карагод Е. А.

 Карагод Е. А.

(г. Донецк, ДНР) 

ПОЛИГЛОТИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 

Полиглотия не является чем-то новым и не изученным в лингвистике. На нескольких языках говорили с древних времен. Тем не менее в последние десятилетия благодаря сети интернет и доступности информационных источников изучение нескольких языков стало проще, а интерес общества и научных исследователей к данному феномену значительно возрос.

Термин полиглотия происходит от греческих слов поли – много и глота – язык, то есть говорить на многих языках. От мультилингвизма полиглотия отличается тем, что языки изучаются уже в осознанном возрасте. Теорией полиглотии интересовались многие исследователи, среди которых можно назвать Ломб, Гуннемарка, Чернявского, Спивака, Юдакина, Казакова, Никулечиву и многих других. Но наиболее широко известен труд Майкла Эрарда «Феномен полиглотов» [4], в котором он обобщает опыт множества современных полиглотов. В данном труде исследуется не только сам феномен, его преимущества и проблемы, но и методики овладения множеством языков, используемые современными полиглотами с точки зрения теории и практики. Поэтому в данных тезисах будут кратко рассмотрены основные из них на примере современных полиглотов.

Для начала следует отметить, что все стратегии по изучению иностранных языков начинаются с одного – мотивации. Так, к примеру, Стив Кауфман начал изучать иностранные языки для общения с партнерами из различных стран, а Бенни Льюис – чтобы доказать себе и миру, что языки может изучать абсолютно любой человек. Для поддержания мотивации Дмитрий Петров предлагает создать яркий ассоциативный образ, чтобы в моменты скуки периодически его вспоминать, поддерживая, таким образом, позитивный настрой. А как отмечает Эрард, сильная мотивация вырабатывает дофаминовую зависимость.

Многие полиглоты расходятся во мнении, что необходимо изучать раньше – устную речь и аудирование или понимание чтения и письма, но абсолютно все едины во мнении, что самым важным элементом изучения любого иностранного языка является дисциплинарность. Так, Евгений Чернявский [1] заявлял, что даже в самые занятые работой дни обязательно выделял 30-40 минут для изучения языка, а полиглоты Робин Мак Ферсон и Люка Лампариэлло разработали собственные ритуалы перед началом занятия, основанные на элементарных действиях, чтобы подготовить себя на физическом уровне.

Относительно методик изучения лексики полиглоты часто расходятся во мнениях. Так, Стив Кауфман и Иштван Даби утверждали, что могут запоминать до 150-200 слов в день, опираясь на метод «mindmaps» или, другими словами, интеллект-карт. Ментальные карты – это метод организации любой информации, в центре которой находится ключевая идея, которую можно делить на подпункты [2]. Т.е. встретив новое слово, полиглоты подбирают к нему все производные (глаголы, прилагательные и т.п.). Бенни Льюис рекомендует все новые слова незамедлительно использовать в говорении, а Лидия Махова советует не бояться заниматься письмом и аудированием, даже если поначалу ничего не понятно. Олли Ричардс практикует новую лексику неотрывно от контекста, благодаря чему полиглот и преподаватель разработал собственную методику изучения языка через истории. А Джон Фотерингем предлагает с головой «окунуться» в язык (languageimmersion), чтобы легче его усвоить. И, конечно же, все полиглоты и лингвисты в один голос заявляют, что без регулярного повторения лишь незначительная часть нового материала усвоится долгосрочной памятью. Именно интервальные повторения являются столь эффективными в плане долгосрочного запоминания, однако это может оказаться бесполезным без реальной практики.

Также следует отметить, что абсолютно все полиглоты настаивают на том, что нельзя драматизировать свои ошибки. Их нельзя бояться совершать и к ним следует относиться позитивно как к одному из способов получения новой информации.

Последний, но не менее важный пункт, касается целеполагания. Наиболее эффективно и быстро будет запоминаться та информация, которая нам важнее на данном этапе. Это может быть лексика, связанная с путешествиями и бытом или же узконаправленная, необходимая для работы. Как заявляет Дина Никуличева в своей книге «Как найти свой путь к иностранным языкам» [3], всю получаемую информацию необходимо пропускать через призму собственного уникального опыта. Иными словами, не имеет смысла пользоваться методом «попугая», повторяя все подряд из учебника, но стоит выбрать и изучать тот материал на иностранном языке, который является наиболее интересным или важным для вас на данном этапе.

И в заключение стоит добавить, что самостоятельное изучение иностранных языков не является более чем-то уникальным, предназначенным только одаренным людям. При соблюдении рекомендаций полиглотов разных поколений, постоянной практике, а также при наличии сильной мотивации можно изучить и 10 языков лишь за 1000 дней, что сумел доказать на собственном опыте Алан Бигулов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдулхаков, Р. Р. Практическое владение языками или феномен полиглотов / Р. Р. Абдулхаков // Современная филология (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. – Уфа : Лето, 2013. – VI, 118 с. – С. 57–59.

2. Казаков, Г. А. Методики скоро освоения языков: идеи, опыт и программа курса [Электронный ресурс] / Г. А. Казаков // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – № 1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-skorogo-osvoeniya-yazykov-idei-opyt-i-programma-kursa/viewer (дата обращения: 23.10.2021).

3. Никуличева, Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: Лингвистические и психологические стратегии полиглотов / Д. Б. Никуличева. – 2-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2011. – 304 с.

4. Эрард, М. Феномен полиглотов / М. Эрард. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 384 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога