Карагод Е. А.
Карагод Е. А.
(г.
Донецк, ДНР)
ПОЛИГЛОТИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН
Полиглотия не
является чем-то новым и не изученным в лингвистике. На нескольких языках
говорили с древних времен. Тем не менее в последние десятилетия благодаря сети
интернет и доступности информационных источников изучение нескольких языков
стало проще, а интерес общества и научных исследователей к данному феномену
значительно возрос.
Термин полиглотия
происходит от греческих слов поли – много и глота – язык, то есть говорить
на многих языках. От мультилингвизма полиглотия отличается тем, что языки
изучаются уже в осознанном возрасте. Теорией полиглотии интересовались многие
исследователи, среди которых можно назвать Ломб, Гуннемарка, Чернявского,
Спивака, Юдакина, Казакова, Никулечиву и многих других. Но наиболее широко
известен труд Майкла Эрарда «Феномен полиглотов» [4], в котором он обобщает
опыт множества современных полиглотов. В данном труде исследуется не только сам
феномен, его преимущества и проблемы, но и методики овладения множеством
языков, используемые современными полиглотами с точки зрения теории и практики.
Поэтому в данных тезисах будут кратко рассмотрены основные из них на примере
современных полиглотов.
Для начала следует
отметить, что все стратегии по изучению иностранных языков начинаются с одного
– мотивации. Так, к примеру, Стив Кауфман начал изучать иностранные языки для
общения с партнерами из различных стран, а Бенни Льюис – чтобы доказать себе и
миру, что языки может изучать абсолютно любой человек. Для поддержания
мотивации Дмитрий Петров предлагает создать яркий ассоциативный образ, чтобы в
моменты скуки периодически его вспоминать, поддерживая, таким образом, позитивный
настрой. А как отмечает Эрард, сильная мотивация вырабатывает дофаминовую
зависимость.
Многие полиглоты
расходятся во мнении, что необходимо изучать раньше – устную речь и аудирование
или понимание чтения и письма, но абсолютно все едины во мнении, что самым
важным элементом изучения любого иностранного языка является дисциплинарность.
Так, Евгений Чернявский [1] заявлял, что даже в самые занятые работой дни
обязательно выделял 30-40 минут для изучения языка, а полиглоты Робин Мак
Ферсон и Люка Лампариэлло разработали собственные ритуалы перед началом
занятия, основанные на элементарных действиях, чтобы подготовить себя на
физическом уровне.
Относительно
методик изучения лексики полиглоты часто расходятся во мнениях. Так, Стив
Кауфман и Иштван Даби утверждали, что могут запоминать до 150-200 слов в день,
опираясь на метод «mindmaps» или, другими
словами, интеллект-карт. Ментальные карты – это метод организации любой
информации, в центре которой находится ключевая идея, которую можно делить на
подпункты [2]. Т.е. встретив новое слово, полиглоты подбирают к нему все
производные (глаголы, прилагательные и т.п.). Бенни Льюис рекомендует все новые
слова незамедлительно использовать в говорении, а Лидия Махова советует не
бояться заниматься письмом и аудированием, даже если поначалу ничего не
понятно. Олли Ричардс практикует новую лексику неотрывно от контекста,
благодаря чему полиглот и преподаватель разработал собственную методику
изучения языка через истории. А Джон Фотерингем предлагает с головой «окунуться»
в язык (languageimmersion), чтобы легче его усвоить. И, конечно же,
все полиглоты и лингвисты в один голос заявляют, что без регулярного повторения
лишь незначительная часть нового материала усвоится долгосрочной памятью.
Именно интервальные повторения являются столь эффективными в плане
долгосрочного запоминания, однако это может оказаться бесполезным без реальной
практики.
Также
следует отметить, что абсолютно все полиглоты настаивают на том, что нельзя
драматизировать свои ошибки. Их нельзя бояться совершать и к ним следует
относиться позитивно как к одному из способов получения новой информации.
Последний,
но не менее важный пункт, касается целеполагания. Наиболее эффективно и быстро
будет запоминаться та информация, которая нам важнее на данном этапе. Это может
быть лексика, связанная с путешествиями и бытом или же узконаправленная,
необходимая для работы. Как заявляет Дина Никуличева в своей книге «Как найти
свой путь к иностранным языкам» [3], всю получаемую информацию необходимо
пропускать через призму собственного уникального опыта. Иными словами, не имеет
смысла пользоваться методом «попугая», повторяя все подряд из учебника, но
стоит выбрать и изучать тот материал на иностранном языке, который является
наиболее интересным или важным для вас на данном этапе.
И
в заключение стоит добавить, что самостоятельное изучение иностранных языков не
является более чем-то уникальным, предназначенным только одаренным людям. При
соблюдении рекомендаций полиглотов разных поколений, постоянной практике, а
также при наличии сильной мотивации можно изучить и 10 языков лишь за 1000
дней, что сумел доказать на собственном опыте Алан Бигулов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулхаков,
Р. Р. Практическое владение языками или феномен полиглотов / Р. Р.
Абдулхаков // Современная филология (II): материалы
междунар. заоч. науч. конф. – Уфа : Лето, 2013. – VI,
118 с. – С. 57–59.
2. Казаков,
Г. А. Методики скоро освоения языков: идеи, опыт и программа курса
[Электронный ресурс] / Г. А. Казаков // Вестник Московского университета.
Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2006. – № 1. – Режим
доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-skorogo-osvoeniya-yazykov-idei-opyt-i-programma-kursa/viewer (дата обращения:
23.10.2021).
3. Никуличева,
Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: Лингвистические и
психологические стратегии полиглотов / Д. Б. Никуличева. – 2-е
изд. – М.: Флинта : Наука, 2011. – 304 с.
4. Эрард, М.
Феномен полиглотов / М. Эрард. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. – 384 с.
Комментарии
Отправить комментарий