Сирота Т. А.
Сирота Т. А.
(г. Донецк, ДНР)
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Характерной
особенностью современного общества является непрерывный поток информации.
Специалисту любой сферы деятельности необходимо не просто ориентироваться в
этом потоке, но и выбирать важные сведения для саморазвития и
самосовершенствования на протяжении всей жизни, чтобы быть конкурентоспособным
на рынке труда. Для этого необходим высокий уровень умения работать с
информацией. Согласно статистике, поток информации удваивается каждые три года.
Поэтому на занятиях студенты должны получить фундаментальные знания, основу, на
которую будут добавляться знания из индивидуального информационного поля.
Умения вырабатываются в процессе деятельности. Поэтому применение активных
методов обучения способствует формированию умений, необходимых для будущих
специалистов. Такой технологией является проектная деятельность, формирующая
самостоятельность и активность. В силу этого возникает необходимость в активном
применении технологии проектов в процессе иноязычного обучения для развития
умения работать с информацией.
Л. В.
Андрухив умение работать с информацией представляет в виде пяти последовательно
осуществляемых действий:
-
действие
по осуществлению поиска информации;
-
действие
по получению информации;
-
действие
по обработке информации охватывает следующие операции;
-
действие
по анализу полученной информации;
-
действие
по предоставлению информации[1, с.13].
По мнению
Е. С. Полат в основе метода проектов лежит «развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»
[2, с. 57]. Поскольку работа над проектом предполагает умение рассмотреть
проблему, найти и осмыслить отобранный материал, а также грамотно его
представить, умение работать с информацией будет совершенствоваться в процессе
такой деятельности.
Для успешного
развития умения работать с информацией в процессе иноязычного обучения работа
над проектом может иметь следующие этапы.
Этап 1. Постановка
проблемы. Этот этап включает выбор и ознакомление с темой проекта, вызов
интереса к работе, создание рабочей атмосферы, демонстрацию готовых примеров
проекта, представление критериев оценивания. Тема проекта обсуждается
преподавателем и обучающимися и может быть определена учебной программой,
интересной темой для обсуждения или предложена после прочтения рассказа, статьи,
заметки в журнале и т.д. На этом этапе предполагается изучение необходимой
лексики и грамматических структур, чтение дополнительных текстов по теме,
активация материала в лексических и грамматических упражнениях.
Этап 2.
Планирование. Этот этап включает формирование групп и распределение
обязанностей. Групповую работу стоит организовать таким образом, чтобы конечный
результат зависел от работы каждого студента. На этом этапе предполагается
поиск ответов на проблемные вопросы и определение источников информации. Также
составляется план урочных и внеурочных мероприятий. Оттого,
как структурирована деятельность будет зависеть успех исследования.
Этап 3. Проведение
проектных мероприятий. На этом этапе группы выполняют действия, разработанные
на предыдущем этапе. Студенты собирают информацию, обрабатывают и
классифицируют её. В случае необходимости преподаватель оказывает помощь в доступе к литературе и другим материалам,
объясняет, как правильно пользоваться энциклопедиями, словарями и др. Должна
быть налажена обратная связь с преподавателем для обсуждения вопросов,
связанных с работой группы, возможные изменения в процессе работы.
Этап 4. Синтез и
обработка собранной информации. Создание презентации или подготовка
выступления.
Этап 5. Оценка.
Оценка деятельности участников и обсуждение того, насколько достигнуты
поставленные цели, выявление ошибок и проблем, а также оценка собранного
материала, самооценка. Преподавателю важно отметить работу каждого члена
группы, оценить групповую работу в целом в соответствии с критериями,
определенными ранее, указать на возможность дальнейшей работы, исправить
допущенные ошибки, поощрить творчество членов группы.
Резюмируя вышесказанное, проектная работа – это метод развития умения
работать с информацией на иностранном языке, при котором презентация конечного
продукта должна быть представлена аудитории. Также важно учитывать тот факт,
что проектирование позволяет студентам принимать активное участие в развитии
собственных навыков работы с информацией на основе когнитивно-познавательных
способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрухив,
Л. В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией:
автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика
профессионального образования» / Андрухив Людмила Викторовна. - Ставрополь,
2008. – 24 с.
2. Полат,
Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Е. С. Полат. – М.: Норма, 2014. – 648 с.
Комментарии
Отправить комментарий