Сирота Т. А.

 Сирота Т. А.

(г. Донецк, ДНР)

МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Характерной особенностью современного общества является непрерывный поток информации. Специалисту любой сферы деятельности необходимо не просто ориентироваться в этом потоке, но и выбирать важные сведения для саморазвития и самосовершенствования на протяжении всей жизни, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Для этого необходим высокий уровень умения работать с информацией. Согласно статистике, поток информации удваивается каждые три года. Поэтому на занятиях студенты должны получить фундаментальные знания, основу, на которую будут добавляться знания из индивидуального информационного поля. Умения вырабатываются в процессе деятельности. Поэтому применение активных методов обучения способствует формированию умений, необходимых для будущих специалистов. Такой технологией является проектная деятельность, формирующая самостоятельность и активность. В силу этого возникает необходимость в активном применении технологии проектов в процессе иноязычного обучения для развития умения работать с информацией.

Л. В. Андрухив умение работать с информацией представляет в виде пяти последовательно осуществляемых действий:

-                   действие по осуществлению поиска информации;

-                   действие по получению информации;

-                   действие по обработке информации охватывает следующие операции;

-                   действие по анализу полученной информации;

-                   действие по предоставлению информации[1, с.13].

По мнению Е. С. Полат в основе метода проектов лежит «развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [2, с. 57]. Поскольку работа над проектом предполагает умение рассмотреть проблему, найти и осмыслить отобранный материал, а также грамотно его представить, умение работать с информацией будет совершенствоваться в процессе такой деятельности.

Для успешного развития умения работать с информацией в процессе иноязычного обучения работа над проектом может иметь следующие этапы.

Этап 1. Постановка проблемы. Этот этап включает выбор и ознакомление с темой проекта, вызов интереса к работе, создание рабочей атмосферы, демонстрацию готовых примеров проекта, представление критериев оценивания. Тема проекта обсуждается преподавателем и обучающимися и может быть определена учебной программой, интересной темой для обсуждения или предложена после прочтения рассказа, статьи, заметки в журнале и т.д. На этом этапе предполагается изучение необходимой лексики и грамматических структур, чтение дополнительных текстов по теме, активация материала в лексических и грамматических упражнениях.

Этап 2. Планирование. Этот этап включает формирование групп и распределение обязанностей. Групповую работу стоит организовать таким образом, чтобы конечный результат зависел от работы каждого студента. На этом этапе предполагается поиск ответов на проблемные вопросы и определение источников информации. Также составляется план урочных и внеурочных мероприятий. Оттого, как структурирована деятельность будет зависеть успех исследования.

Этап 3. Проведение проектных мероприятий. На этом этапе группы выполняют действия, разработанные на предыдущем этапе. Студенты собирают информацию, обрабатывают и классифицируют её. В случае необходимости преподаватель оказывает помощь в  доступе к литературе и другим материалам, объясняет, как правильно пользоваться энциклопедиями, словарями и др. Должна быть налажена обратная связь с преподавателем для обсуждения вопросов, связанных с работой группы, возможные изменения в процессе работы.

Этап 4. Синтез и обработка собранной информации. Создание презентации или подготовка выступления.

Этап 5. Оценка. Оценка деятельности участников и обсуждение того, насколько достигнуты поставленные цели, выявление ошибок и проблем, а также оценка собранного материала, самооценка. Преподавателю важно отметить работу каждого члена группы, оценить групповую работу в целом в соответствии с критериями, определенными ранее, указать на возможность дальнейшей работы, исправить допущенные ошибки, поощрить творчество членов группы.

Резюмируя вышесказанное, проектная работа – это метод развития умения работать с информацией на иностранном языке, при котором презентация конечного продукта должна быть представлена аудитории. Также важно учитывать тот факт, что проектирование позволяет студентам принимать активное участие в развитии собственных навыков работы с информацией на основе когнитивно-познавательных способностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрухив, Л. В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Андрухив Людмила Викторовна. - Ставрополь, 2008. – 24 с.

2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М.: Норма, 2014. – 648 с.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога