Кудрина Е. В.
Кудрина Е. В.
(г.
Луганск, ЛНР)
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Существует два
противоположных мнения о необходимости изучения грамматики английского языка.
Первую идею о необходимости изучения грамматики можно условно назвать
академической, потому что она типична для школ, высших учебных заведений и
многих курсов по изучению иностранного языка. Согласно этой идее, невозможно
выучить английский язык без усвоения английской грамматики, так как без знания
грамматики владение языком будет безграмотным.
Вторую противоположную идею о
необходимости изучения грамматики можно условно назвать альтернативной,
поскольку она формируется в результате недостаточными результатами
академического преподавания иностранного языка и успешного овладения
иностранным языком после самостоятельных занятий. Оба эти мнения относительно
необходимости изучения грамматики имеют свои недостатки.
Что касается академического
подхода к изучению грамматики, то действительно в учебных заведениях уделяют
слишком много внимания именно изучению грамматики. Пытаясь добиться грамотности,
забывают о том, что грамматика необходима в основном для того, чтобы
контролировать и корректировать навыки свободного владения английским языком.
Таким образом, практические навыки владения английским языком остаются в
неразвитом состоянии [2, с. 116].
Чтобы сформировать разумный
подход к изучению грамматики английского языка, нужно осознать, что даже
идеальное знание грамматики не дает полноценного знания языка, но полноценное
знание языка включает в себя знание грамматики. Грамматика позволяет осознавать
и усваивать языковые конструкции гораздо быстрее, чем это происходит
естественным путем. Человек гораздо легче и быстрее запоминает осознанную
информацию, имеющую логическую структуру.
Английская грамматика
является набором связей, с помощью которых человек может быстрее и успешнее
осознавать и усваивать новый практический материал. Но если из процесса удалить
усвоение практического материала, оставив только знание связей, он не будет
полезен, поскольку не будет иметь цели. Что касается практических целей
обучения грамматике в учебных заведениях, ее задача состоит в формировании у
студентов грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой
деятельности в пределах определенного программой грамматического минимума.
Коммуникативная цель обучения грамматике позволяет сформировать основное
требование объема грамматического материала, который необходимо усвоить: он
должен быть достаточным для пользования языком как средством общения и реальным
для усвоения в рамках программы [1, с. 56].
Грамматический материал
должен быть организован функционально: грамматические явления должны органично
сочетаться с лексическими. Например, при обучении правильному построению и
структуре предложений следует принимать во внимание также их содержание и тематику.
Грамматические навыки должны формироваться как на уровне отдельных структур,
так и на уровне связной диалогической и монологической речи. Это позволяет
тренировать грамматические структуры не только уединенно, но и в тематической
связи. Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой
деятельности, поэтому они отличаются в зависимости от вида речевой
коммуникации. Например, грамматическим навыком говорения является стабильно
правильное и автоматическое, коммуникативно мотивированное использование
грамматических явлений в устной речи. Навыки письменной речи имеют те же
механизмы, но они дополняются также орфографическими навыками.
Грамматика любого языка – это
система. Изучая грамматику, мы систематизируем наши знания. Вместе с тем грамматические
правила необходимо осознавать такой принцип, образующий привычку и
использование правил постепенно становится автоматическим.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ляховицкий,
М. В. Методика обучения иностранным языкам / М. В. Ляховицкий –
М. : «Высшая школа», 1982 – 373 с.
2. Конышева, А. В.
Современные методы обучения английскому языку / А. В. Конышева – М. :
Тетрасистемс, 2003 – 174 с.
3. Кузнецов, П. С.
О принципах изучения грамматики / П. С. Кузнецов – М. : Тетрасистемс,
2003 – 102 с.
Комментарии
Отправить комментарий