Чурсина В. А.

 Чурсина В. А.

Научный руководитель: ст. преп. Коловерова И. Г.

(Горловка, ДНР) 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА “SILENT WAY” КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Для формирования языковой компетенции в учебных заведениях выделяют определенные часы на изучение материала. Также в высших учебных заведениях не всегда успевают в полном объеме передать информацию и объяснить материал. В итоге большая часть работы отводится на самостоятельное изучение, закрепление и повторение ранее пройденного материала: домашние задания, семинарские работы, участие в различных конференциях, конкурсах и т.д. В связи с этим преподавателям необходимо варьировать и использовать различные методы обучения иностранному языку.

Одним из таких методов является метод “Silent Way” или «Метод молчания», который хорошо известен на Западе, но не нашел какого-нибудь воплощения в нашей методике. Одними из немногих отечественных исследователей, которые изучали метод “Silent Way”, являются Е. Г. Кашина и Н. Н. Охотина. Впервые он был представлен миру в 60-х годах XX века и подразумевает преподавание иностранного языка без вербального вмешательства со стороны преподавателя, т. е. он предоставляет возможность студенту самостоятельно изучать материал исходя из его интеллектуального восприятия. В данном случае учитель является маяком, направляющим учащегося [3, с. 5].

«Метод молчания», как его еще называют, предполагает высокую степень заинтересованности учащихся и наличие внутренней мотивации для получения желаемого результата. Он позволяет им преодолеть психологический барьер через адаптацию в коммуникативной среде других учащихся, и направлен на самостоятельное осмысление иностранного языка.

Данный метод был разработан Калебом Гаттеньо, который является ярким представителем когнитивизма. Ученый считал, что нужно развивать у учеников самостоятельность, автономию и ответственность, они должны взаимодействовать друг с другом в процессе решения каких-либо языковых задач. Учитель лишь должен дать толчок к поиску в самом начале урока, при этом он отводит на свое говорение лишь 10% учебного времени. Остальные 90% времени он отдает речевой деятельности учащихся. Во время объяснения материала преподаватель может использовать цветные палочки разной длины и цвета, условно обозначающие цвет, числа, части речи и т.д. При обучении произношению и чтению на младших этапах используются таблицы, в которых каждый символ обозначает определенный звук [2].

Используя метод «тихого» обучения нужно иметь в виду то, что язык рассматривается как заместитель физических действий, поэтому в обучении применяется стимуляция всевозможных действий, которые выполняются учащимися и сопровождаются речевыми высказываниями с опорой на наглядный материал. При этом следует применять разные виды наглядности: таблицы, схемы, картины и т.д. [1].

Однако ни одно наглядное пособие не может охватить все аспекты языка, поэтому возникает необходимость обращаться к другим методикам. И следует отметить, что метод Silent Way” лежит в основе «мозгового штурма», «метода проектов», «метода визуализации», «ролевых и деловых игр», и др.

Silent Way” неоднократно подвергался критике за неоправданную трату времени на поиск решения, которое преподаватель может сообщить в течение одной-двух минут. Однако стоит согласиться, что сама идея большей самостоятельности учащихся и уменьшения речевой активности учителя актуальна и плодотворна.

Также в процессе обучения невозможно не столкнуться с проблемами, которые коррелируют с психологической составляющей учащегося. Под этим нужно понимать психофизиологические барьеры, которые возникают при отсутствии контакта преподавателя с обучающимися. Нет сближения двух языковых реальностей, гармонии, и/или существует большое различие между темпераментами преподавателя и студента. «Метод молчания» помогает преодолеть данные препятствия, как уже упоминалось выше, посредством адаптации в среде учащихся, поскольку он направлен на самостоятельное понимание иностранного языка [4, с. 3].

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что метод является не совсем стандартным направлением в обучении иностранному языку, его можно использовать при обучении всем аспектам языка: грамматике, фонетике, лексике, разговорной речи, чтению и письму.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильина, Н. С. Метод «тихого обучения» [Электронный ресурс] / Н. С. Ильина // Методика изучения языков. – 2007. – Режим доступа : http://filolingvia.com/publ/91-1-0-158 (дата обращения: 23.10.2021).

2. Кравченко, Т. К. “Silent way” Калеб Гаттеньо [Электронный ресурс] / Т. К. Кравченко // Методика изучения языков. – 2007. – Режим доступа : http://filolingvia.com/publ/91-1-0-157 (дата обращения: 23.10.2021).

3. Синицына, Ю. Н. Метод молчания (“silent way”) как способ формирования навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка у студентов неязыковой специальности и направления / Ю. Н. Синицына, О. Н. Курдубан, В. В. Корниенко // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия: Наука об образовании. – 2019. – С. 5.

4. Шепеленко, Т. М. Психологические аспекты изучения иностранных языков / Т. М. Шепеленко // Вестник ПНИПУ. Серия: Проблемы языкознания и педагогики. – 2017. – С. 3.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога