Чурсина В. А.
Чурсина В. А.
Научный
руководитель: ст. преп. Коловерова И. Г.
(Горловка,
ДНР)
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА “SILENT WAY” КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Для формирования языковой компетенции
в учебных заведениях выделяют определенные часы на изучение материала. Также в
высших учебных заведениях не всегда успевают в полном объеме передать
информацию и объяснить материал. В итоге большая часть работы отводится на
самостоятельное изучение, закрепление и повторение ранее пройденного материала:
домашние задания, семинарские работы, участие в различных конференциях, конкурсах
и т.д. В связи с этим преподавателям необходимо варьировать и использовать
различные методы обучения иностранному языку.
Одним из таких методов является метод
“Silent Way” или «Метод молчания», который хорошо известен на Западе, но не нашел
какого-нибудь воплощения в нашей методике. Одними из немногих отечественных
исследователей, которые изучали метод “Silent Way”, являются
Е. Г. Кашина и Н. Н. Охотина. Впервые он был представлен
миру в 60-х годах XX
века и подразумевает преподавание иностранного языка без вербального
вмешательства со стороны преподавателя, т. е. он предоставляет возможность
студенту самостоятельно изучать материал исходя из его интеллектуального
восприятия. В данном случае учитель является маяком, направляющим учащегося [3,
с. 5].
«Метод
молчания», как его еще называют, предполагает высокую степень
заинтересованности учащихся и наличие внутренней мотивации для получения
желаемого результата. Он позволяет им преодолеть психологический барьер через
адаптацию в коммуникативной среде других учащихся, и направлен на
самостоятельное осмысление иностранного языка.
Данный метод был разработан Калебом
Гаттеньо, который является ярким представителем когнитивизма. Ученый считал,
что нужно развивать у учеников самостоятельность, автономию и ответственность,
они должны взаимодействовать друг с другом в процессе решения каких-либо
языковых задач. Учитель лишь должен дать толчок к поиску в самом начале урока,
при этом он отводит на свое говорение лишь 10% учебного времени. Остальные 90%
времени он отдает речевой деятельности учащихся. Во время объяснения материала
преподаватель может использовать цветные палочки разной длины и цвета, условно
обозначающие цвет, числа, части речи и т.д. При обучении произношению и чтению
на младших этапах используются таблицы, в которых каждый символ обозначает
определенный звук [2].
Используя метод «тихого» обучения
нужно иметь в виду то, что язык рассматривается как заместитель
физических действий, поэтому в обучении применяется стимуляция всевозможных
действий, которые выполняются учащимися и сопровождаются речевыми
высказываниями с опорой на наглядный материал. При этом следует применять
разные виды наглядности: таблицы, схемы, картины и т.д. [1].
Однако ни одно наглядное
пособие не может охватить все аспекты языка, поэтому возникает необходимость
обращаться к другим методикам. И следует отметить, что метод “Silent Way” лежит в основе
«мозгового штурма», «метода проектов», «метода визуализации», «ролевых и
деловых игр», и др.
“Silent Way” неоднократно
подвергался критике за неоправданную трату времени на поиск решения, которое
преподаватель может сообщить в течение одной-двух минут. Однако стоит
согласиться, что сама идея большей самостоятельности учащихся и уменьшения
речевой активности учителя актуальна и плодотворна.
Также в процессе обучения невозможно
не столкнуться с проблемами, которые коррелируют с психологической составляющей
учащегося. Под этим нужно понимать психофизиологические барьеры, которые
возникают при отсутствии контакта преподавателя с обучающимися. Нет сближения
двух языковых реальностей, гармонии, и/или существует большое различие между
темпераментами преподавателя и студента. «Метод молчания» помогает преодолеть
данные препятствия, как уже упоминалось выше, посредством адаптации в среде
учащихся, поскольку он направлен на самостоятельное понимание иностранного
языка [4, с. 3].
Исходя из всего выше сказанного можно
сделать вывод, что, несмотря на то, что метод является не совсем стандартным
направлением в обучении иностранному языку, его можно использовать при обучении
всем аспектам языка: грамматике, фонетике, лексике, разговорной речи, чтению и
письму.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина, Н. С. Метод «тихого
обучения» [Электронный ресурс] / Н. С. Ильина // Методика
изучения языков. – 2007. – Режим доступа : http://filolingvia.com/publ/91-1-0-158
(дата обращения: 23.10.2021).
2.
Кравченко, Т. К.
“Silent way” Калеб Гаттеньо [Электронный ресурс] /
Т. К. Кравченко // Методика изучения языков. – 2007. – Режим доступа : http://filolingvia.com/publ/91-1-0-157 (дата обращения: 23.10.2021).
3. Синицына, Ю. Н. Метод молчания
(“silent way”) как способ
формирования навыков самостоятельной работы при изучении иностранного языка у
студентов неязыковой специальности и направления / Ю. Н. Синицына,
О. Н. Курдубан, В. В. Корниенко // Вестник Ленинградского
государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия: Наука об
образовании. – 2019. – С. 5.
4. Шепеленко, Т. М. Психологические
аспекты изучения иностранных языков / Т. М. Шепеленко // Вестник
ПНИПУ. Серия: Проблемы языкознания и педагогики. – 2017. – С. 3.
Комментарии
Отправить комментарий