Александрова Ю. А.
Александрова
Ю. А.
(г. Луганск, ЛНР)
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Сегодня,
несмотря на развитие сети Интернет, а также средств массовой коммуникации,
большая часть выпускников высших учебных заведений всё же не в состоянии
пользоваться ею в своей профессиональной деятельности и именно поэтому
предъявляются соответствующие требования к методике преподавания иностранных
языков в различных учебных заведениях и на разных факультетах.
На
современном этапе происходит постоянный поиск модернизации и путей
совершенствования системы обучения профессиональной иноязычной речи: Л. Д. Кривых – формирование опыта социальных отношений у студентов
средствами иностранного языка (
Цель
данной статьи – определить специфику преподавания иностранного языка в
неязыковом вузе.
Необходимо
найти такие универсальные методы обучения иностранному языку, которые позволят
достичь более высокого уровня подготовки специалистов путём интеграции языковой и
профессиональной сфер. Мы полагаем,
что преподавателю
иностранного языка в неязыковом вузе необходимо заинтересовать студента в
развитии его профессиональной иноязычной компетенции, благодаря изучению
иностранного языка путём правильного подбора тематики бесед и выбора материала
для овладения всеми видами речевой деятельности, поэтому вопрос поиска и отбора
учебного материала, являющийся основой содержания вышеназванного обучения,
является весьма важным. При этом возникает ряд проблем: баланс
общих / конкретных целей, разноуровневое знание языка, отсутствие
учебников и недостаточное количество материалов по конкретным неязыковым
специальностям и так далее [2, с. 259]. Конечно, подобные проблемы
решаемы, но это требует много времени. Так, например, ежегодные международные
конференции по учебной практике и методологии, создание новых учебных программ
и разработка учебных пособий внесут большой вклад в повышение языковой и общей
квалификации будущих специалистов в разных областях, что существенно расширит
спектр возможностей и для студентов неязыковых специальностей. Они смогут
участвовать в научных конференциях, различных международных проектах,
зарубежных стажировках, а это, в свою очередь, будет способствовать
установлению международных контактов, формированию профессиональных интересов и
дальнейший профессиональный рост студентов.
Специфика
преподавания иностранного языка в неязыковом вузе состоит в том, что ведущим
компонентом содержания обучения являются не основы наук, а развитие
коммуникативных видов речевой деятельности – это говорение, аудирование,
чтение, письмо [3, с. 43]. Согласно психологической теории деятельности,
обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой
деятельности, действий и операций, связанных с ней, поэтому для обучения
студентов различным видам речевой деятельности необходимо предоставить каждому
из них возможность практического овладения тем или иным её видом. Поскольку в
основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат
коммуникативные навыки, приоритет в обучении иностранным языкам должен быть
предоставлен устным упражнениям. В этом заключается основная специфика
дисциплины и основная трудность преподавания, особенно если речь идет о
формировании умений говорения, поэтому большое значение имеет овладение
коммуникативной и межкультурной компетенциями, а это невозможно без практики
общения, поэтому использование Интернет-контента в этом случае просто
необходимо (это такие популярные сайты и приложения как Facebook, Instagram,
Telegram, Skype, Viber и так далее).
Обучение
говорению на неязыковом факультете происходит за счёт ведения бесед на
профессиональные темы и организации коллоквиумов, активно применяется метод
кейсов, обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, делаются доклады,
подготавливаются выступления и так далее [1, с. 336].
Итак,
сущность обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей
заключается в его интеграции с отдельными специальными дисциплинами в разных
областях знаний, формировании важных профессиональных качеств личности в
разнообразных сферах деятельности в целях социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучерявая,
Т. Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному
языку студентов неязыковых специальностей /
Т. Л. Кучерявая // Теория и практика образования в современном
мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль
2. Лебедев,
А. В. Особенности обучения иностранному языку студентов неязыковых
специальностей / А. В. Лебедев // Педагогический журнал. –
2017. – Том 7. – № 3А. – С. 257–265.
3. Kerr, P.
Straightforward Intermediate Student’s Book / P. Kerr & C. Jones.
– London : Macmillan, 2012. – 159 p.
Комментарии
Отправить комментарий