Аникеенко Н. В.
Аникеенко Н. В.
(г. Донецк, ДНР)
О КОМПОНЕНТАХ ИГРЫ, ИМЕЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЬ
Игра – это вид деятельности, который
знаком нам с детства. Использование игр в образовании помогает эффективно овладевать теми или иными знаниями,
умениями, навыками.
Существует
три подхода к игровому обучению: игра ради удовольствия и веселья – «добровольное
преодоление необязательных препятствий» [2, c. 38];
игра с образовательной целью; геймификация – использование игровых элементов в
неигровой деятельности. Все три подхода использования игр способствуют
вовлечению учеников в изучение предмета, помогают организовать групповое
взаимодействие, развивают социальный и эмоциональный интеллект детей и их
навыки принятия решений, показывают истинные способности учеников и убирают
страх оценочности.
В данных
реалиях системы образования в нашей стране, когда необходимо в обязательном
порядке ставить оценки детям, проводить контрольные работы, учитель не может
геймифицировать весь учебный процесс. Игра предполагает добровольное участие и
отсутствие оценок, а программой по учебному предмету предусмотрено выполнение
учебных видов деятельности всеми учениками. Поэтому самый оптимальный способ
повысить мотивацию обучающихся к изучению учебного предмета – это игра с
образовательной целью, компонентами которой являются: динамика переживания,
механика игры, сеттинг, физические компоненты и правила [1].
Рассмотрим
данные компоненты на примере игры «Крестики-нолики». Игра часто используется на
уроках английского языка в начальной школе при изучении числительных.
На игровом
поле 3 на 3 клетки учитель вписывает цифры в произвольном порядке, например, от
1 до 10 (2 класс). Образовательная цель, которую ставит учитель, – это
активизация распознавания и употребления изученных числительных. Игровая цель
ставится детям: выстроить в ряд три своих фигуры по горизонтали, вертикали или
диагонали. Игра проводится между командами девочек и мальчиков, участие
добровольное, тип опроса – фронтальный.
Динамика
переживания строится на игровом конфликте и заставляет игрока включиться в
игру: «Я знаю числительные, поэтому обязательно отвечу правильно и выиграю».
Механика игры
– способ взаимодействия в рамках установленных правил. Механика игры
«Крестики-нолики» – отметить определенную клетку, стремясь занять три клетки по
горизонтали, вертикали или диагонали.
Сеттинг –
декорация игры, дополняющая механику: использование механики «Крестики-нолики»
на сетке из чисел.
Физические
компоненты игры: поле; цветные магниты, которые используются для маркировки
ответов команд.
Последний
компонент – правила игры. В обучающей игре «Крестики-нолики» правила гораздо
сложнее, чем в исконной. Игрок может отметить клетку только в том случае, если
правильно назовет число по-английски.
Эта игра
является слабоконкурентной. У проигравшей команды остается ощущение, что до
выигрыша не хватило совсем чуть-чуть.
При планировании
обучающей игры учитель должен ясно осознавать, какие знания и навыки получат
игроки в этой игре, будут ли они расти и развиваться, как игра встраивается в
общий учебный курс.
Задача
учителя сделать так, чтобы ученики ощутили радость от учебы. И в этом нам
поможет использование обучающих игр на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербах, Кевин.
Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса [Электронный ресурс] / Кевин Вербах,
Дэн Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. –
224 с. – Режим доступа :
http://www.ds45.detkinclub.ru/editor/2169/files/воспитательгода/московец/cdfc60370c1f412552923fa958803094.pdf
(дата обращения: 24.10.2021).
2. Suits, Bernard. The
Grasshopper: Games, Life and Utopia / Bernard
Suits. – Ontario, Canada : Broadview Press, 2005. – 159 с.
Комментарии
Отправить комментарий