Аникеенко Н. В.

 

Аникеенко Н. В.

(г. Донецк, ДНР)

О КОМПОНЕНТАХ ИГРЫ, ИМЕЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЬ 

Игра – это вид деятельности, который знаком нам с детства. Использование игр в образовании помогает эффективно овладевать теми или иными знаниями, умениями, навыками.

Существует три подхода к игровому обучению: игра ради удовольствия и веселья – «добровольное преодоление необязательных препятствий» [2, c. 38]; игра с образовательной целью; геймификация – использование игровых элементов в неигровой деятельности. Все три подхода использования игр способствуют вовлечению учеников в изучение предмета, помогают организовать групповое взаимодействие, развивают социальный и эмоциональный интеллект детей и их навыки принятия решений, показывают истинные способности учеников и убирают страх оценочности.

В данных реалиях системы образования в нашей стране, когда необходимо в обязательном порядке ставить оценки детям, проводить контрольные работы, учитель не может геймифицировать весь учебный процесс. Игра предполагает добровольное участие и отсутствие оценок, а программой по учебному предмету предусмотрено выполнение учебных видов деятельности всеми учениками. Поэтому самый оптимальный способ повысить мотивацию обучающихся к изучению учебного предмета – это игра с образовательной целью, компонентами которой являются: динамика переживания, механика игры, сеттинг, физические компоненты и правила [1].

Рассмотрим данные компоненты на примере игры «Крестики-нолики». Игра часто используется на уроках английского языка в начальной школе при изучении числительных.

На игровом поле 3 на 3 клетки учитель вписывает цифры в произвольном порядке, например, от 1 до 10 (2 класс). Образовательная цель, которую ставит учитель, – это активизация распознавания и употребления изученных числительных. Игровая цель ставится детям: выстроить в ряд три своих фигуры по горизонтали, вертикали или диагонали. Игра проводится между командами девочек и мальчиков, участие добровольное, тип опроса – фронтальный.

Динамика переживания строится на игровом конфликте и заставляет игрока включиться в игру: «Я знаю числительные, поэтому обязательно отвечу правильно и выиграю».

Механика игры – способ взаимодействия в рамках установленных правил. Механика игры «Крестики-нолики» – отметить определенную клетку, стремясь занять три клетки по горизонтали, вертикали или диагонали.

Сеттинг – декорация игры, дополняющая механику: использование механики «Крестики-нолики» на сетке из чисел.

Физические компоненты игры: поле; цветные магниты, которые используются для маркировки ответов команд.

Последний компонент – правила игры. В обучающей игре «Крестики-нолики» правила гораздо сложнее, чем в исконной. Игрок может отметить клетку только в том случае, если правильно назовет число по-английски.

Эта игра является слабоконкурентной. У проигравшей команды остается ощущение, что до выигрыша не хватило совсем чуть-чуть.

При планировании обучающей игры учитель должен ясно осознавать, какие знания и навыки получат игроки в этой игре, будут ли они расти и развиваться, как игра встраивается в общий учебный курс.

Задача учителя сделать так, чтобы ученики ощутили радость от учебы. И в этом нам поможет использование обучающих игр на уроке.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербах, Кевин. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса [Электронный ресурс] / Кевин Вербах, Дэн Хантер; пер. с англ. А. Кардаш. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 224 с. – Режим доступа : http://www.ds45.detkinclub.ru/editor/2169/files/воспитательгода/московец/cdfc60370c1f412552923fa958803094.pdf (дата обращения: 24.10.2021).

2. Suits, Bernard. The Grasshopper: Games, Life and Utopia / Bernard Suits. – Ontario, Canada : Broadview Press, 2005. – 159 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога