Ляшенко Н. А.

 Ляшенко Н. А.

Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Марфина Ж. В.

(г. Стаханов, ЛНР) 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Термин «педагогические условия» претерпевал изменения в ходе своего развития, приобретая и теряя определенные черты. Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:

- организационно-педагогические (В. А. Беликов, Е. И. Козырева),

- психолого-педагогические (Н. В. Журавской, А. В. Круглий),

- дидактические условия (М. В. Рутковская и др.) [3, с. 14].

На наш взгляд, определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Так, по нашему мнению, войти в структуру определения термина «педагогические условия» помимо организационных форм и материальных возможностей должны следующие компоненты:

– возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам;

– возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.

Присутствие перечисленных элементов в определении понятия «педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых, наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения [4, с. 279–282].

С целью обеспечения эффективного процесса профессиональной подготовки будущего лингвиста мы сформулировали следующие педагогические условия по формированию экзистенциальной компетенции будущих лингвистов, направленные:

– на формирование на начальном этапе обучения мотивации к изучению иностранного языка (английского) в сфере лингвистики;

– на усовершенствование методического обеспечения профессиональной подготовки студентов;

– на усиление практико-ориентированной составляющей обучения путём совершенствования содержания лингвистической практики.

Реализация первого педагогического условия проходила в процессе создания творческой среды овладения лингвистическим материалом путём организации внеаудиторной деятельности студентов в рамках студенческого клуба «От студента к профессионалу».

Второе педагогическое условие реализовано на практике авторской разработкой и применением в учебном процессе практикума по деловому английскому языку.

Третье педагогическое условие обеспечено путём разработок и применения в учебном процессе комплекса дополнительных практико-ориентированных заданий по дисциплинам «Лингвострановедение» и «Теоретико-методические основы обучения английскому языку».

В качестве выводов предлагаем рассмотреть общие результаты диагностик на этапах констатирующего и формирующего экспериментов, судя по которым можно сделать вывод о том, что на начальном этапе нашего эксперимента обе рабочие группы, как экспериментальная, так и контрольная, показали практически одинаковые результаты по сформированности экзистенциальной компетенции. Данные результаты отражены в диаграммах, поданных ниже.

Говоря о формирующем этапе эксперимента, следует отметить, что в ходе реализации предложенных нами педагогических условий формирования экзистенциальной компетенции будущего лингвиста, существенно улучшились показатели уровня сформированности данной компетенции. Эти результаты также отражены в диаграмме (табл.1).

Таблица 1.

Общие результаты диагностик по определению уровня сформированности экзистенциальной компетенции будущего лингвиста.





По результатам предложенных диагностик и обеспечения в ходе формирующего эксперимента реализации вышеизложенных педагогических условий в экспериментальной группе видим, что в качестве приобретённых знаний произошли существенные изменения, высокий уровень возрос на 14,48% (с 18,48% достиг 32,96%), в связи с этим процент студентов, которые находились на низком уровне, существенно снизился, с 37,59% до 16,44%. Студенты, находящиеся на среднем уровне, также улучшили свои показатели.

Таблица 2.



В контрольной группе также наблюдаются изменения в ходе процесса профессиональной подготовки, однако следует отметить их несущественную разницу на констатирующем и формирующем этапах.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Апакова, Л. В. Динамика личностных качеств студента-лингвиста в процессе развития компетентности в международной коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/dinamika-lichnostnykh-kachestv-studenta-lingvista-v-protsesse-razvitiya-kompetentnosti-v-mez (дата обращения: 07.05.2020).

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2003. – 208 с.

3. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.    

4. Чепикова, Е. В. Педагогические условия формирования профильной направленности личности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dissercat.com (дата обращения: 07.05.2020).

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога