Ляшенко Н. А.
Ляшенко Н. А.
Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Марфина Ж. В.
(г. Стаханов, ЛНР)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ЛИНГВИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Термин «педагогические условия» претерпевал
изменения в ходе своего развития, приобретая и теряя определенные черты.
Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований
показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные
типы педагогических условий:
- организационно-педагогические
(В. А. Беликов, Е. И. Козырева),
- психолого-педагогические (Н. В. Журавской,
А. В. Круглий),
- дидактические условия (М. В. Рутковская и др.)
[3, с. 14].
На наш взгляд, определения термина
«педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в
сфере информационных технологий. Так, по нашему мнению, войти в структуру
определения термина «педагогические условия» помимо организационных форм и материальных
возможностей должны следующие компоненты:
– возможность доступа к новейшим
образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам;
– возможности обучения и воспитания
в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические
ресурсы.
Присутствие перечисленных элементов
в определении понятия «педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых,
наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития
науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное
развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних
десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения
[4, с. 279–282].
С целью обеспечения эффективного
процесса профессиональной подготовки будущего лингвиста мы сформулировали следующие
педагогические условия по формированию экзистенциальной компетенции будущих
лингвистов, направленные:
– на формирование на начальном этапе обучения
мотивации к изучению иностранного языка (английского) в сфере лингвистики;
– на усовершенствование методического обеспечения
профессиональной подготовки студентов;
– на усиление практико-ориентированной составляющей
обучения путём совершенствования содержания лингвистической практики.
Реализация первого педагогического условия проходила в
процессе создания творческой среды овладения лингвистическим материалом путём
организации внеаудиторной деятельности студентов в рамках студенческого клуба
«От студента к профессионалу».
Второе педагогическое условие реализовано на практике
авторской разработкой и применением в учебном процессе практикума по деловому
английскому языку.
Третье педагогическое условие обеспечено путём
разработок и применения в учебном процессе комплекса дополнительных
практико-ориентированных заданий по дисциплинам «Лингвострановедение» и
«Теоретико-методические основы обучения английскому языку».
В качестве выводов предлагаем рассмотреть общие
результаты диагностик на этапах констатирующего и формирующего экспериментов,
судя по которым можно сделать вывод о том, что на начальном этапе нашего
эксперимента обе рабочие группы, как экспериментальная, так и контрольная,
показали практически одинаковые результаты по сформированности экзистенциальной
компетенции. Данные результаты отражены в диаграммах, поданных ниже.
Говоря о формирующем этапе эксперимента, следует
отметить, что в ходе реализации предложенных нами педагогических условий
формирования экзистенциальной компетенции будущего лингвиста, существенно улучшились
показатели уровня сформированности данной компетенции. Эти результаты также
отражены в диаграмме (табл.1).
Таблица 1.
Общие
результаты диагностик по определению уровня сформированности экзистенциальной
компетенции будущего лингвиста.
По результатам предложенных диагностик и обеспечения в
ходе формирующего эксперимента реализации вышеизложенных педагогических условий
в экспериментальной группе видим, что в качестве приобретённых знаний произошли
существенные изменения, высокий уровень возрос на 14,48% (с 18,48% достиг
32,96%), в связи с этим процент студентов, которые находились на низком уровне,
существенно снизился, с 37,59% до 16,44%. Студенты, находящиеся на среднем
уровне, также улучшили свои показатели.
Таблица 2.
В контрольной группе также наблюдаются изменения в
ходе процесса профессиональной подготовки, однако следует отметить их
несущественную разницу на констатирующем и формирующем этапах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апакова, Л. В. Динамика личностных
качеств студента-лингвиста в процессе развития компетентности в международной
коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.dissercat.com/content/dinamika-lichnostnykh-kachestv-studenta-lingvista-v-protsesse-razvitiya-kompetentnosti-v-mez (дата
обращения: 07.05.2020).
2. Загвязинский,
В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И.
Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
3. Павлов,
С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного
мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Н.
Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 23 с.
4. Чепикова,
Е. В. Педагогические условия формирования профильной направленности
личности учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.dissercat.com
(дата обращения: 07.05.2020).
Комментарии
Отправить комментарий