Минич А. В.

 Минич А. В.

(г. Могилев, Беларусь)

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Обучение иностранному языку имеет ярко выраженный коммуникативный характер, и основной задачей обучения является стимулирование речевой и мыслительной активности обучающихся. Активное мышление, расширенное иноязычной культурой, стимулирует процессы речи и позволяет проследить неразрывную связь с развитием интеллектуальной сферы.  Языковая подготовка учащихся учреждений образования является неполной без задачи обучить языку как средству мыслительной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что коммуникативные навыки могут выступать инструментом применения коммуникативных особенностей какого-либо языка.

Одной из особенностей подготовки изучающих иностранный язык является обширный перечень умений и знаний, необходимых в дальнейшей учебной деятельности. Характер знаний будет интегративным, поскольку иностранный язык требует объема навыков и умений практических и гуманитарных дисциплин [2].

Педагогу следует внимательно относиться к возрасту обучающихся и учитывать их психологические особенности. Каждый возрастной этап имеет свои особенности и свой ведущий вид деятельности. Особенности отношения к освоению иностранного языка схожи в разных возрастных категориях, однако каждая из них имеет свои нюансы, определить и урегулировать которые призваны психология и педагогика.

Самым эффективным периодом для изучения новых предметов является младший школьный возраст. Чем младше учащийся, тем менее обширен его словарный запас родной речи и не так выражены речевые способности.

Малый объем сфер общения уменьшает количество коммуникативных познавательных задач, что позволяет слабо ощущать разрыв между возможностями общения на родном и иностранном языке, и ребенок более ярко ощущает успехи при изучении. Поэтому сформировать внутреннюю мотивацию к изучению и межкультурную компетенцию в младшем школьном возрасте проще, далее используя ее как базу для познавательной деятельности.

Учащиеся среднего школьного возраста имеют ряд своих особенностей. В данный период проходит процесс полового созревания, что ведет к изменениям в организме и психике. Следует принять во внимание, что психические познавательные процессы прогрессируют, учащиеся развивают абстрактное мышление, проявляют интерес к моральным, философским, религиозным темам, что сопутствует развитию систематизированного мышления. Хотя учебная деятельность занимает подавляющую часть их времени, она начинает носить тяготящий характер, содержательные мотивы обучения недостаточно сформированы, поскольку основным аспектом выступает процесс социализации. У подростка происходит формирование мировоззрения и моральных установок, что играет одну из ведущих ролей при формировании навыков общения в межкультурной коммуникации. Педагогу необходимо придать процессу обучения проблемно-эвристический характер, аргументировать выдвигаемые им положения и доказательства, и одновременно умения обучающихся анализировать, дискутировать, обобщать [3].

Если мы рассматриваем учащихся высших учебных заведений, то обратим внимание, что, преимущественно, это самостоятельная, ответственная и самоуправляемая личность с большим жизненным опытом. Студенты могут быстро приобрести навык самоконтроля и самооценки в интересах повышения эффективности. Данная возрастная категория имеет высокую мотивацию к обучению и стремится практически применить полученные знания, выдвигая к ним высокие требования подготовки.

С увеличением возраста обучающихся идет поэтапное возрастание непосредственного запоминания, которое идет быстрее, чем запоминание опосредованное. Взрослый учащийся является активным участником учебного взаимодействия и часто имеет возможность заниматься самостоятельно организацией собственной деятельности. Деятельность имеет специфическую коммуникативную и познавательную направленность [1].

Для учащихся младшей, средней и старшей школы необходимо непосредственное участие преподавателя, увеличивающего сложность заданий, используя, например, проектный метод обучения или игровой составляющей.

Важно помнить, что следует учитывать не только возрастные и психологические особенности обучающихся, а также их индивидуальные черты.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Конколь, М. М. Психология и ее роль в изучении иностранных языков / М. М. Конколь // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. – 2018. – № 3. – С. 59–64.

2.                 Сахарова, М. А. Психолого-педагогические основы обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / М. А. Сахарова // Методы и приемы обучения английскому языку на разных этапах. – 2017. – Режим доступа : https://multiurok.ru/files/psikhologho-piedaghoghichieskiie-osnovy-obuchienii.html (дата обращения : 25.10.2021).

3.                 Хуснулина, Р. Р. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранному языку / Р. Р. Хуснулина // Ученые записки казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. – 2009. – Т. 155, № 5-1. – С. 255–265.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога