Рахматуллин С. С.

Рахматуллин С. С.

Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Никонорова Л. М.

(г. Казань, РФ) 

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, ОСНОВАННАЯ НА ПСИХОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ

С точки зрения психологии, любовь – одна из желанных эмоций, обладающая огромным потенциалом для содействия процветанию, развитию и самореализации человека. В образовательном контексте любовь рассматривается как значимый позитивный опыт обучения и играет важную роль в эмоциональном, социальном развитии учащихся [2, с. 83]. Еще Джон Локк утверждал, что успешное обучение возможно лишь при участии любви, а Паулу Фрейре называл преподавание «актом любви» [5, с. 5]. Значимая роль любви отражена также в иерархии Маслоу, в которой особый акцент делается на трудности достижения самоактуализации при неудовлетворенной потребности в принадлежности и любви [3, с. 181], что непосредственно связано с рассматриваемой здесь концепцией преподавания иностранных языков, основанной на педагогической любви. Эта концепция является ответвлением позитивной психологии и отражает заботу об удовлетворении потребностей учащихся [5, с. 5].

Так, удовлетворение потребностей в понимании, поддержке, чуткости и в некотором смысле самопожертвовании со стороны преподавателей формирует у обучающихся картину любящего, уважающего учителя и способствует укреплению, развитию их потенциала, тем самым создавая, с точки зрения психологии, эффективные механизмы преодоления трудностей, усиления мотивации и образования движущей силы в изучении языков [4, с. 91].

Данный подход преподавания рассматривает цель образования как нечто выходящее за рамки простой передачи знаний, побуждая обучающихся превосходить некоторые психологические ограничения и объединяться с преподавателями для совместного поиска необходимой информации [5, с. 5].

В фундаментальном исследовании концепции педагогической любви последняя включает девять основных элементов: доброта, жертвенность, принятие, связь, прощение, эмпатия, сообщество, страсть и близость [2, с. 99]. При этом в рамках позитивной психологии «педагогика любви» стоит в одном ряду с такими позитивными и имеющими потенциальную применимость факторами обучения иностранным языкам как благополучие, вовлеченность, удовольствие, регуляция эмоций, устойчивость, доброжелательность (рис. 1) [5, с. 6].

Несмотря на свою важность, «педагогика любви» остается малоизученной темой как в общем, так и в лингвистическом образовании. Насколько известно, первая и единственная попытка распространения этой концепции на сферу преподавания языков была предпринята в крупномасштабном многонациональном исследовании, целью которого являлась проверка шкалы диспозиции к педагогической любви в контексте изучения иностранного языка и рассмотрение ее связи с креативностью, вовлеченностью в работу соответствующих преподавателей [1].

 


Рис.1. Потенциальные факторы позитивной психологии, способствующие изучению иностранного языка 

Таким образом, информация, изложенная в данной работе может служить исследователям-лингвистам, в частности в области языкового образования, и преподавателям, обучающим языкам в школах, университетах, специализированных кружках, рекомендацией обратить внимание на «педагогику любви» как на относительно новую, потенциально перспективную и социально значимую концепцию преподавания иностранных языков на основе позитивной психологии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Derakhshan, A. Exploring the Validity of Dispositions Towards Loving Pedagogy (DTLP) and Creativity Scales and Their Relationships with Work Engagement Among EFL/ESL Teachers: A Multinational Study / A. Derakhshan, V. Greenier, J. Fathi. – Gorgan : Golestan University, 2021. – С. 1–10.

2. Loreman, T. Love as Pedagogy / T. Loreman. – Rotterdam : Sense, 2011. – 115 с.

3. Maslow, A. Motivation and Personality / A. Maslov. – New York : Harper, 1954. – 411 с.

4. Pavelescu, L. Love and enjoyment in context: four case studies of adolescent EFL learners / L. Pavelescu, B. Petric. // Stud. Second Lang. Learn. Teach. – 2018. – № 8. – С. 73–101.

5. Wang, Y. Researching and practicing positive psychology in second/foreign language learning and teaching: The past, current status and future directions / Y. Wang, A. Derakhshan, L. Zhang. // Frontiers in Psychology. – 2021. – № 12. – С. 1–10.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога