Тяжлова Т. П.

 Тяжлова Т. П.

(пгт. Прохоровка)

Использование лингвострановедческого аспекта при формировании социокультурной компетенции при обучении ИЯ в средней школе

Ведущей целью обучения иностранному языку в контексте социокультурного подхода выступает развитие у обучающихся умений и способностей ориентироваться в условиях неродной, чуждой им культуры, а также успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка в ситуациях межкультурной коммуникации. Данная цель оказывается достижимой в процессе обучения иностранному языку при условии придания образовательному процессу характера открытия и познания, процесса, при котором учащиеся познают иноязычную культуру, осознают, что изучаемый язык представляет и отражает иную культуру, которая в своих отдельных проявлениях в определенной степени заметно отличается от их родной культуры, и что, самое главное, овладение иностранным языком оказывается тесно связанным с усвоением культурных явлений. Кроме того, учащиеся приходят к осознанию культурных традиций, которые отражены в картине мира их родного языка и культуры. Главной целью социокультурного образования признается «формирование, а затем динамичное развитие полифункциональной социокультурной компетенции, помогающей индивиду ориентироваться в различных типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных нормах  общения, адекватно интерпретировать явления и факты культуры (включая речевую культуру), и использовать эти ориентиры для выбора стратегий взаимодействия при решении личностно и профессионально значимых задач и проблем в различных типах современного межкультурного общения» [2, с. 29].

Основоположники лингвострановедческого подхода к обучению ИЯ –Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров – сформулировали и обосновали идею о необходимости одновременно изучать национальную культуру народа и его языка. Сущностная характеристика лингвострановедческого аспекта в формировании социокультурной компетенции заключается в том, что нацелен на «обеспечение коммуникативности обучения и для решения общеобразовательных и гуманистических задач лингводидактически реализуется кумулятивная функция языка (иначе – накопительная или культуроносная, проявляющаяся в способности языка не просто передавать некоторое сообщение, но и отражать, фиксировать и сохранять информацию о постигнутой человеком действительности) и проводится аккультурация адресата» [1, с. 25].

Главным источником лингвострановедческой информации признается лексический состав языка. Поэтому основное внимание уделяется национально-культурной семантике слов, изучению эквивалентных и безэквивалентных лексических понятий, фоновой и терминологической лексики, фразеологизмов и афоризмов, в которых, по мнению лингвострановедов, и хранится национально-специфическая информация.

Особое место в обучении ИЯ в рамках рассматриваемого подхода отводится лингвострановедческим текстам, вопросам их отбора и повышению лингвострановедческой компетенции учащихся. Лингвострановедами были сформулированы главные критерии отбора подобных текстов: а) страноведческое наполнение (наличие в нем страноведческих сведений); б) степень его современности и актуальности (отражение актуальной культуры); в) принцип актуального историзма (включение исторических сведений, известных всем носителям языка); г) типичность отражаемых фактов [1, с. 116-117].

Таким образом, социокультурная компетенция является неотъемлемой составляющей процесса обучения иностранному языку и представляет собой совокупность знаний о национально-культурной специфике стран изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой, умений представлять на этой основе свою страну и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин, Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. : Индрик, 2005. – 1040 с.

2. Сафонова, В. В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике / В. В. Сафонова // Культуроведческие аспекты языкового образования. Сб. науч. трудов / Под ред. В. В. Сафоновой. – М. : Еврошкола, 1998. – С. 27–35.

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога