Тяжлова Т. П.
Тяжлова Т. П.
(пгт. Прохоровка)
Использование лингвострановедческого аспекта при формировании социокультурной компетенции при обучении ИЯ в средней школе
Ведущей целью обучения иностранному языку
в контексте социокультурного подхода выступает развитие у обучающихся умений и
способностей ориентироваться в условиях неродной, чуждой им культуры, а также
успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка в ситуациях
межкультурной коммуникации. Данная цель оказывается достижимой в процессе
обучения иностранному языку при условии придания образовательному процессу характера
открытия и познания, процесса, при котором учащиеся познают иноязычную
культуру, осознают, что изучаемый язык представляет и отражает иную культуру,
которая в своих отдельных проявлениях в определенной степени заметно отличается
от их родной культуры, и что, самое главное, овладение иностранным языком
оказывается тесно связанным с усвоением культурных явлений. Кроме того,
учащиеся приходят к осознанию культурных традиций, которые отражены в картине
мира их родного языка и культуры. Главной целью социокультурного образования
признается «формирование, а затем динамичное развитие полифункциональной
социокультурной компетенции, помогающей индивиду ориентироваться в различных
типах культур и цивилизаций и соотносимых с ними коммуникативных нормах общения, адекватно интерпретировать явления и
факты культуры (включая речевую культуру), и использовать эти ориентиры для
выбора стратегий взаимодействия при решении личностно и профессионально значимых
задач и проблем в различных типах современного межкультурного общения» [2, с. 29].
Основоположники лингвострановедческого
подхода к обучению ИЯ –Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров –
сформулировали и обосновали идею о необходимости одновременно изучать
национальную культуру народа и его языка. Сущностная характеристика
лингвострановедческого аспекта в формировании социокультурной компетенции
заключается в том, что нацелен на «обеспечение коммуникативности обучения и для
решения общеобразовательных и гуманистических задач лингводидактически
реализуется кумулятивная функция языка (иначе – накопительная или
культуроносная, проявляющаяся в способности языка не просто передавать
некоторое сообщение, но и отражать, фиксировать и сохранять информацию о
постигнутой человеком действительности) и проводится аккультурация адресата» [1,
с. 25].
Главным источником
лингвострановедческой информации признается лексический состав языка. Поэтому
основное внимание уделяется национально-культурной семантике слов, изучению эквивалентных
и безэквивалентных лексических понятий, фоновой и терминологической лексики,
фразеологизмов и афоризмов, в которых, по мнению лингвострановедов, и хранится национально-специфическая
информация.
Особое место в обучении ИЯ в
рамках рассматриваемого подхода отводится лингвострановедческим текстам,
вопросам их отбора и повышению лингвострановедческой компетенции учащихся.
Лингвострановедами были сформулированы главные критерии отбора подобных
текстов: а) страноведческое наполнение (наличие в нем страноведческих
сведений); б) степень его современности и актуальности (отражение актуальной
культуры); в) принцип актуального историзма (включение исторических сведений,
известных всем носителям языка); г) типичность отражаемых фактов [1, с. 116-117].
Таким образом, социокультурная компетенция
является неотъемлемой составляющей процесса обучения иностранному языку и
представляет собой совокупность знаний о национально-культурной специфике стран
изучаемого языка, умений строить свое речевое и неречевое поведение в
соответствии с этой спецификой, умений представлять на этой основе свою страну
и ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верещагин,
Е. М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как
иностранного
/ Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М. : Индрик, 2005. –
1040 с.
2. Сафонова,
В. В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике / В. В. Сафонова
// Культуроведческие аспекты языкового образования. Сб. науч. трудов / Под ред.
В. В. Сафоновой. – М. : Еврошкола, 1998. – С. 27–35.
Комментарии
Отправить комментарий