Мурашова Е. А.
Мурашова Е. А.
(г. Таганрог, РФ)
Условия успешности использования ИКТ на уроке иностранного языка
Использование
современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет
традиционный дидактико-методологический арсенал преподавателя иностранного
языка. ИКТ, направленные на визуализацию как представление изучаемого явления в
удобной для восприятия и запоминания форме [1, c. 38],
по-новому обеспечивают внедрение в учебный процесс концептуализирующих структур
высокого уровня [4]. Такие структуры способствуют систематизации опыта
учащегося, предшествующего изучению учебного материала, активизируют его
фоновые знания и тем самым облегчают интерпретацию и усвоение новой информации.
ИКТ, актуализируют современные иерархически организованные информационные
кластеры, стимулирующие создание ассоциативной проекции в процессе
образовательной деятельности учащегося.
Диапазон
использования ИКТ в учебном процессе в последнее время значительно расширяется,
во многом благодаря всеобщей его информатизации. ИКТ становятся неотъемлемой
частью урока иностранного языка, обеспечивая его интенсификацию, активизацию
учебной и познавательной деятельности учащихся, формированию их критического и
творческого мышления, а также повышение информационной грамотности и культуры.
Это полностью соответствует требованиям принятого в 2015 г. профессионального
стандарта педагога и педагогической деятельности [3, c. 3],
закрепляющего рекомендации ЮНЕСКО в отношении применения ИКТ в процессе
преподавания различных гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
Успешное
использование ИКТ предполагает соблюдение некоторых обязательных параметров
деятельности преподавателя.
В первую очередь,
понимания преподавателем роли ИКТ как визуализирующе-концептуализирующего
средства обогащения результатов аудиторной и внеаудиторной образовательной
деятельности.
Во-вторых, наличия
четкого представления о том, как ИКТ могут быть встроены в рабочую программу
дисциплины в качестве средства обучения, организации и управления
образовательной деятельностью, о том, как они должны реализоваться на практике
в ходе конкретных образовательных мероприятий, а также наличия у преподавателя
иностранного языка сформированного умения решать традиционные профессиональные
задачи за счёт осознанного внедрения ИКТ в образовательный контекст.
Означенное требует
высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности [2, c. 28], а также постоянного обновления
преподавателем арсенала освоенных им информационно-коммуникационных
инструментов.
На уроке
иностранного языка ИКТ-компетентность позволяет с одной стороны увеличить объём
представляемого наглядного материала, увеличить степень его доступности и
актуальности (в том числе благодаря использованию сети интернет), сделать
использование учащимися интерактивных материалов более осознанным и безопасным
и т.д., с другой стороны – расширить дидактико-методологическую, нормативную и
организационно-правовую базу преподавателя, что в конечном счёте способствует
переосмыслению и обогащению знаний, умений и навыков как учащихся, так и самого
преподавателя. В этом аспекте наиболее востребованными должны стать коллекции
образовательных и нормативно-правовых ресурсов, системы тестирования,
учебно-дидактические материалы на сайтах образовательного назначения и сайтах
издательств, ориентированных на выпуск специализированных учебных материалов,
энциклопедические и справочные ресурсы (например, edu.ru, school.edu, ege.edu, school-collection.edu, fcior.edu.ru,
ed.gov, mon.gov, rost.ru/projects, som.fsio, edunews,
window.edu.ru, festival.1september, ug.ru).
В успешно
реализуемых в образовательной практике алгоритмах внедрения ИКТ и результатах
освоения учащимися в рамках определённой предметной специфики и на
межпредметном уровне эксплицируется достижение высокого уровня компетентности
преподавателя в области освоения им ИКТ. Высокий диагностирующий потенциал
имеет также уровень креативности, демонстрируемый преподавателем и его
учениками в информационно-коммуникационной среде, сформированной в конкретном
образовательном учреждении, а также за его пределами, а также трансляция
активной позиции участников учебного процесса в формировании
информационно-коммуникационной образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов,
Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий :
(теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов,
А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 446 с.
2. Мурашова,
Е. А. Цифровая грамотность и цифровая компетентность как обязательное
условие информатизации образовательной деятельности преподавателя немецкого
языка / Е. А. Мурашова // The Newman In Foreign Policy (Новый человек
в международной политике). Специальный выпуск. № 54 (98) Vol. 3 (Материалы
международной научной конференции «Современные проблемы информатизации
образования, науки и управления», 30 июня 2020). – Красноярск. – 84 с. – С.
26–28.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).
4. Bartlett F.
Denken und Begreifen : Experimente d. prakt. Psychologie / F. Bartlett.
Hrsg. von E. Seeger. Übers.: C. F. Graumann u. E. Seeger. –
Köln ; Berlin : Kiepenheuer & Witsch, 2021. – 155 S.
Комментарии
Отправить комментарий