Мурашова Е. А.

Мурашова Е. А.

(г. Таганрог, РФ) 

Условия успешности использования ИКТ на уроке иностранного языка

Использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) расширяет традиционный дидактико-методологический арсенал преподавателя иностранного языка. ИКТ, направленные на визуализацию как представление изучаемого явления в удобной для восприятия и запоминания форме [1, c. 38], по-новому обеспечивают внедрение в учебный процесс концептуализирующих структур высокого уровня [4]. Такие структуры способствуют систематизации опыта учащегося, предшествующего изучению учебного материала, активизируют его фоновые знания и тем самым облегчают интерпретацию и усвоение новой информации. ИКТ, актуализируют современные иерархически организованные информационные кластеры, стимулирующие создание ассоциативной проекции в процессе образовательной деятельности учащегося.

Диапазон использования ИКТ в учебном процессе в последнее время значительно расширяется, во многом благодаря всеобщей его информатизации. ИКТ становятся неотъемлемой частью урока иностранного языка, обеспечивая его интенсификацию, активизацию учебной и познавательной деятельности учащихся, формированию их критического и творческого мышления, а также повышение информационной грамотности и культуры. Это полностью соответствует требованиям принятого в 2015 г. профессионального стандарта педагога и педагогической деятельности [3, c. 3], закрепляющего рекомендации ЮНЕСКО в отношении применения ИКТ в процессе преподавания различных гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Успешное использование ИКТ предполагает соблюдение некоторых обязательных параметров деятельности преподавателя.

В первую очередь, понимания преподавателем роли ИКТ как визуализирующе-концептуализирующего средства обогащения результатов аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности.

Во-вторых, наличия четкого представления о том, как ИКТ могут быть встроены в рабочую программу дисциплины в качестве средства обучения, организации и управления образовательной деятельностью, о том, как они должны реализоваться на практике в ходе конкретных образовательных мероприятий, а также наличия у преподавателя иностранного языка сформированного умения решать традиционные профессиональные задачи за счёт осознанного внедрения ИКТ в образовательный контекст.

Означенное требует высокого уровня информационно-коммуникационной компетентности [2, c. 28], а также постоянного обновления преподавателем арсенала освоенных им информационно-коммуникационных инструментов.

На уроке иностранного языка ИКТ-компетентность позволяет с одной стороны увеличить объём представляемого наглядного материала, увеличить степень его доступности и актуальности (в том числе благодаря использованию сети интернет), сделать использование учащимися интерактивных материалов более осознанным и безопасным и т.д., с другой стороны – расширить дидактико-методологическую, нормативную и организационно-правовую базу преподавателя, что в конечном счёте способствует переосмыслению и обогащению знаний, умений и навыков как учащихся, так и самого преподавателя. В этом аспекте наиболее востребованными должны стать коллекции образовательных и нормативно-правовых ресурсов, системы тестирования, учебно-дидактические материалы на сайтах образовательного назначения и сайтах издательств, ориентированных на выпуск специализированных учебных материалов, энциклопедические и справочные ресурсы (например, edu.ru, school.edu, ege.edu, school-collection.edu, fcior.edu.ru, ed.gov, mon.gov, rost.ru/projects, som.fsio, edunews, window.edu.ru, festival.1september, ug.ru).

В успешно реализуемых в образовательной практике алгоритмах внедрения ИКТ и результатах освоения учащимися в рамках определённой предметной специфики и на межпредметном уровне эксплицируется достижение высокого уровня компетентности преподавателя в области освоения им ИКТ. Высокий диагностирующий потенциал имеет также уровень креативности, демонстрируемый преподавателем и его учениками в информационно-коммуникационной среде, сформированной в конкретном образовательном учреждении, а также за его пределами, а также трансляция активной позиции участников учебного процесса в формировании информационно-коммуникационной образовательной среды.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий : (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 446 с.

2. Мурашова, Е. А. Цифровая грамотность и цифровая компетентность как обязательное условие информатизации образовательной деятельности преподавателя немецкого языка / Е. А. Мурашова // The Newman In Foreign Policy (Новый человек в международной политике). Специальный выпуск. № 54 (98) Vol. 3 (Материалы международной научной конференции «Современные проблемы информатизации образования, науки и управления», 30 июня 2020). – Красноярск. – 84 с. – С. 26–28.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 11.09.2021).

4. Bartlett F. Denken und Begreifen : Experimente d. prakt. Psychologie / F. Bartlett. Hrsg. von E. Seeger. Übers.: C. F. Graumann u. E. Seeger. – Köln ; Berlin : Kiepenheuer & Witsch, 2021. – 155 S.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога