Фомина С. Б.

 Фомина С. Б.

(г. Алчевск, ЛНР) 

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Изучение иностранного языка связано с проектированием вариантов своей будущей профессиональной деятельности путем формирования у студента способности к саморазвитию, развитию коммуникативной иноязычной деятельности. Соответственно, вопросы, связанные с повышением качества знаний студента благодаря профессиональной деятельности преподавателя вуза не потеряют своей актуальности.

Цель – определить основные критерии и задачи повышения уровня знаний студентов в процессе обучения иностранному языку с учетом потребности студента.

Научно-теоретические основы для коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в работах отечественных и зарубежных ученых Г. А. Китайгородской, Дж. Ричардса и др.

Важным является направление на овладение языком не только как информативным средством, но и умением пользоваться языком как средством общения.

Коммуникативная направленность предполагает максимальное погружение студента в языковой процесс, что является основой к саморазвитию личности. Эффективное преподавание дает возможность определить, что «работает» при обучении студента. Эти концепции, согласно Дж. Ричардсу, делают упор на готовые приемы в обучении и личностные качества преподавателя [3, с. 45].

Изучение языка является интерактивным, творческим процессом, но коммуникативный подход не означает, что изучение языка включает в себя только «речь». В процессе обучения можно выделить 5 функциональных компонентов, которые могут быть более легко проанализированы: личный (чувства), межличностный (социальные и рабочие отношения), директива (воздействие на других), референционный (связь с окружающим миром и отношением к нему), и творческие (творчество и образность мышления) [1].

Разумеется, огромная роль в успешности обучения иностранному языку связана с мотивацией при обучении языку.

Мотивация может:

- повлиять на прямое поведение в отношении конкретных целей;

- стимулировать настойчивость в учебной деятельности;

- повысить познавательную деятельность;

- приводить к улучшению производительности [4, с. 24].

Оценка должна быть средством формирования мотивационной готовности студента к повышению своего уровня знаний. Коммуникативный подход в обучении сопряжен с большим количеством разнообразных заданий.

Рассмотрим ряд упражнений, способствующих интересу и положительной динамике в изучении иностранного языка:

- акцент на упражнениях и заданиях к тексту, поскольку это приводит к пониманию и реализации коммуникативных навыков (упражнения на множественный выбор, подбор варианта ответа, заполнение пропуска нужным словом, расположение предложений в соответствующем порядке согласно содержанию текста).

- организация мотивированной групповой работы по иностранному языку является очень важным этапом в развитии коммуникативных умений студентов.

- стимулирование творческой самостоятельной работы студента является не только путем самосовершенствования, но и проявлением интереса к предмету (кейсы, симуляции).

- успех мотивирует [2, с. 40].

Итак, мотивирующий фактор в комплексе с методически верными упражнениями, направленными на развитие коммуникативных навыков, способствуют положительной динамике в процессе обучения.

Дальнейшего исследования требуют разработка дидактического обеспечения процесса творческого саморазвития личности студента в сфере изучении иностранных языков; организация научно-методической работы в вузе по включению преподавателей в пространство саморазвития студента в процессе изучения иностранных языков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Костенко, М. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития будущего учителя: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Харьковский гос. пед. ун-т им. Г. С. Сковороды. – Х., 2004. – 20 с.

2. Фомина, С. Б. Использование потенциала коммуникативной методики при обучении студентов неязыковых высших учебных заведений иностранному языку / С. Б. Фомина // Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU», 2015. – №26 (октябрь) – С. 37–41. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sci-article.r/number/10_2015.pdf

3. Richards, J. C. Approaches and methods in language teaching / J.C. Richards, T.S. Rodgers. – Cambridge, 2001. – 171 p.

4. Williams, R. L., Stockdale S. L. Classroom Motivation Strategies for Prospective Teachers / R. L. Williams, S. L. Stockdale // The Teacher Educator. – 2004. – 240 p.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога