Фомина С. Б.
Фомина С. Б.
(г. Алчевск, ЛНР)
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Изучение иностранного языка
связано с проектированием вариантов своей будущей профессиональной деятельности
путем формирования у студента способности к саморазвитию, развитию
коммуникативной иноязычной деятельности. Соответственно, вопросы, связанные с
повышением качества знаний студента благодаря профессиональной деятельности
преподавателя вуза не потеряют своей актуальности.
Цель – определить основные критерии
и задачи повышения уровня знаний студентов в процессе обучения иностранному
языку с учетом потребности студента.
Научно-теоретические основы
для коммуникативно-деятельностного подхода были заложены в работах
отечественных и зарубежных ученых Г. А. Китайгородской, Дж. Ричардса и
др.
Важным является направление
на овладение языком не только как информативным средством, но и умением
пользоваться языком как средством общения.
Коммуникативная
направленность предполагает максимальное погружение студента в языковой
процесс, что является основой к саморазвитию личности. Эффективное преподавание
дает возможность определить, что «работает» при обучении студента. Эти
концепции, согласно Дж. Ричардсу, делают упор на готовые приемы в обучении и
личностные качества преподавателя [3, с. 45].
Изучение языка является
интерактивным, творческим процессом, но коммуникативный подход не означает, что
изучение языка включает в себя только «речь». В процессе обучения можно
выделить 5 функциональных компонентов, которые могут быть более легко
проанализированы: личный (чувства), межличностный (социальные и рабочие
отношения), директива (воздействие на других), референционный (связь с
окружающим миром и отношением к нему), и творческие (творчество и образность
мышления) [1].
Разумеется, огромная роль в
успешности обучения иностранному языку связана с мотивацией при обучении языку.
Мотивация может:
- повлиять на прямое
поведение в отношении конкретных целей;
- стимулировать настойчивость
в учебной деятельности;
- повысить познавательную
деятельность;
- приводить к улучшению
производительности [4, с. 24].
Оценка
должна быть средством формирования мотивационной готовности студента к
повышению своего уровня знаний. Коммуникативный подход в обучении сопряжен с
большим количеством разнообразных заданий.
Рассмотрим
ряд упражнений, способствующих интересу и положительной динамике в изучении
иностранного языка:
- акцент
на упражнениях и заданиях к тексту, поскольку это приводит к пониманию и
реализации коммуникативных навыков (упражнения на множественный выбор, подбор
варианта ответа, заполнение пропуска нужным словом, расположение предложений в
соответствующем порядке согласно содержанию текста).
- организация мотивированной
групповой работы по иностранному языку является очень важным этапом в развитии
коммуникативных умений студентов.
- стимулирование творческой
самостоятельной работы студента является не только путем самосовершенствования,
но и проявлением интереса к предмету (кейсы, симуляции).
- успех мотивирует [2,
с. 40].
Итак, мотивирующий фактор в
комплексе с методически верными упражнениями, направленными на развитие
коммуникативных навыков, способствуют положительной динамике в процессе
обучения.
Дальнейшего исследования
требуют разработка дидактического обеспечения процесса творческого саморазвития
личности студента в сфере изучении иностранных языков; организация
научно-методической работы в вузе по включению преподавателей в пространство
саморазвития студента в процессе изучения иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костенко, М. А. Педагогические
условия профессионально-творческого саморазвития будущего учителя: Автореф. дис
... канд. пед. наук: 13.00.04 / Харьковский гос. пед. ун-т им. Г. С. Сковороды.
– Х., 2004. – 20 с.
2. Фомина, С. Б.
Использование потенциала коммуникативной методики при обучении студентов
неязыковых высших учебных заведений иностранному языку / С. Б. Фомина
// Электронный периодический рецензируемый научный журнал «SCI-ARTICLE.RU»,
2015. – №26 (октябрь) – С. 37–41. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sci-article.r/number/10_2015.pdf
3.
Richards, J. C. Approaches and methods in language teaching / J.C.
Richards, T.S. Rodgers. – Cambridge, 2001. – 171 p.
4. Williams, R. L., Stockdale S. L. Classroom Motivation Strategies for Prospective Teachers / R. L. Williams, S. L. Stockdale // The Teacher
Educator. – 2004. – 240 p.
Комментарии
Отправить комментарий