Шинкаренко Я. В.
Шинкаренко Я. В.
(г. Луганск, ЛНР)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В современных
условиях глобализации общение на иностранном языке является существенным
компонентом профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе и
будущего юриста. Компетентностный подход является важным условием качественного
образования специалиста любого профиля, а основные критерии развития личности –
это не знания и навыки, а компетентности. Использование компетентностного
подхода в процессе профессиональной подготовки в вузах системы МВД необходимо
для формирования контингента конкурентоспособных специалистов. Компетентность –
это качество, которое дает право индивиду высказывать суждения в определенной
области. Знания и опыт профессиональной деятельности человека составляют основу
этого качества. Компетентный специалист использует такие стратегии, которые, по
его мнению, будут необходимы для выполнения определенных заданий в
профессиональной деятельности.
В современной
методике обучения иностранным языкам иноязычная коммуникативная компетенция
рассматривается как единство нескольких компонентов. Иноязычная коммуникативная
компетенция включает в себя следующие компоненты компетенции: лингвистическую,
социолингвистическую, социокультурную, дискурсивную, стратегическую и
субъектную.
На сегодняшний
день перед преподавателями иностранного языка возникла проблема повышения
эффективности обучения студентов-юристов. Без знаний информационных технологий
в современных реалиях, умения ориентироваться в иноязычном пространстве,
невозможно стать современным специалистом, который в достаточной мере владеет
своей профессией. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее в
тексте – ИКТ) в процесс обучения позволяет повысить качество знаний
студентов, их мотивацию и развить познавательный интерес.
ИКТ охватывают
разные сферы деятельности человека. Модернизация отрасли образования предусматривает
переход от использования традиционных средств передачи и получения информации к
персональному компьютеру и средствам и информационного поля деятельности
всемирной информационной сети-интернет.
Мультимедийные
средства занимают важное место в процессе обучения студентов-юристов
иностранному языку. Так, студенты выполняют лексико-грамматические упражнения,
используя мультимедийные технологии. Целью заданий по грамматике является
определение степени и прочности усвоения грамматических навыков и умений. Упражнения
по аудированию направлены на восприятие и понимание иноязычной лексики.
В обучении
иностранному языку можно выделить два основных аспекта использования средств
ИКТ: как объект изучения и как средство обеспечения учебной деятельности на
разных этапах занятия. Это приобретение новых знаний, формирование новых умений
и навыков, проверка уровня учебных достижений, коррекция знаний.
Новые
мультимедийные средства, в которых используется ауди-визуальный формат,
предоставляют такие возможности, которые не может обеспечить традиционный
учебник. При использовании ИКТ усваивается гораздо больше материала, чем в
условиях традиционного обучения. Компьютер обеспечивает всесторонний (поточный,
итоговый) контроль. Контроль является неотъемлемой частью обучения и выполняет
функцию обратной связи между преподавателем и студентом. Компьютерный контроль
позволяет сэкономить учебное время, поскольку происходить одновременная
проверка знаний всех студентов. Это дает возможность преподавателю уделить
больше внимания творческим аспектам работы со студентами.
Использование ИКТ
формирует у студентов развитие иноязычных коммуникативных компетентностей,
которые позволяют использовать все органы чувств, объединяя печатный текст,
графические изображения, видео, аудиозаписи, создавая виртуальное пространство
«живого» общения.
Таким образом,
использование современных информационных технологий в процессе преподавания
иностранного языка студентам-юристам расширяет рамки образовательного процесса,
повышает его практическую направленность, содействует повышению мотивации,
развитию интеллектуальных, творческих способностей студентов, дают возможность
значительно повысить эффективность учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы
повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат,
М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е Петров. –
М. : Академия, 2004. – 272 с.
2. Палагутина, М. А., Серповская, И. С.
Инновационные технологии обучения иностранным языкам / А. М. Палагутина,
И. С. Серповская //
Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф.
(г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. I. – Пермь : Меркурий, 2011. – С.
156–159.
3. Сиразеева, А. Ф., Валеева, Л. А., Морозова,
А. Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе /
А. Ф. Сиразеева, Л. А. Валеева, А. Ф. Морозова //
Современные проблемы науки и образования. Пенза: Академия естествознания, 2015.
– № 3. – С. 310.
4. Цатурова, И. А. Компьютерные технологии в обучении
иностранным языкам / И. А. Цатурова / Учебное пособие для вузов.
М. : Высшая школа, 2004. – 200 с.
Комментарии
Отправить комментарий