Бородина А. Н.

 

Бородина А. Н.

Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Харченко Л. И.

(г. Луганск, ЛНР)

 

ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Дистанционное обучение иностранным языкам способствует внедрению в учебный процесс интерактивных информационно-коммуникационных технологий, которые предоставляют доступ к качественно новым цифровым образовательным ресурсам. Нынешняя ситуация экстремального перехода в дистанционный формат обучения диктует необходимость использования специфических средств обучения иностранным языкам.

Цель исследования – рассмотреть эффективные дистанционные средства обучения иностранным языкам при синхронных и асинхронных видах коммуникации.

Главной особенностью дистанционного обучения является удалённое взаимодействие всех участников учебного процесса, что предполагает синхронные и асинхронные виды коммуникации. Синхронные коммуникации построены на взаимодействии между обучающимися и преподавателями в режиме реального времени. Видеоконференции, текстовые конференции (чаты), виртуальные доски, онлайн занятия и онлайн консультации на платформах Zoom, Discord, Skype, Google Meet, Microsoft Teams, True Conf, «Сферум» и другие относятся к распространённым видам синхронной коммуникации. Синхронные системы открывают новые возможности в преподавании иностранного языка. С помощью видео/голосовой связи и чатов можно проводить онлайн занятия с учащимися из других стран, что позволяет увеличить плотность общения на иностранном языке.

Асинхронная учебная система позволяет самостоятельно выбрать место, время и темп обучения. Для поддержки асинхронного обучения используются Интернет-ресурсы для отработки навыков и умений в предметной области «Иностранный язык». Качественные онлайн-ресурсы влияют на результативность дистанционного обучения иностранным языкам и создаются на основе системно-деятельностного, личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов, а также с учётом принципов научности, функциональности и доступности [3].

Электронные учебники, подкасты, веб-сервисы, конструкторы для создания интерактивных презентаций, ментальных карт и тестов, блоги, форумы являются асинхронными средствами обучения иностранным языкам на расстоянии.

Для организации эффективного взаимодействия с обучающимися в ходе дистанционного обучения иностранному языку при синхронных/асинхронных видах коммуникации используются сервисы для создания онлайн-викторин, интерактивных презентаций, ментальных карт и рабочих листов. Например, Кahoot, Quizizz, Тriventy – бесплатные конструкторы при помощи, которых создаются тесты/опросы и викторины. Интерактивные презентации и упражнения предоставляют такие интернет-сервисы, как Flippity, LearningApps, Quizlet, Jeopardy, Mentimeter. Инструменты визуального отображения информации, позволяющие структурировать и обрабатывать её, создают ментальные карты с помощью сервисов XMind, Bubbl, Popplet, MindMeister и Free Mind Map. Конструкторы, которые превращают рабочий материал в интерактивные рабочие листы и позволяют преподавателям осуществлять обратную связь размещены на веб-сервисах: Formative, Wizer, Live Worksheets. Большим преимуществом данных сервисов являются большие возможности работы с изображениями, аудио и видео, которые могут встраиваться в рабочий лист. В интерактивных заданиях задаются ответы для автоматической проверки, что позволяет преподавателю экономичным способом оценивать знания обучающихся. Наиболее эффективными инструментами для ведения образовательного процесса на расстоянии, обладающими необходимыми педагогическими и дидактическими характеристиками, были определены виртуальные доски Miro, Padlet, Popplet.

Таким образом, можно заключить, что применение синхронных и асинхронных средств дистанционного обучения способствует формированию всех видов речевой деятельности, а также позволяет максимально погрузить обучающихся в языковую и социокультурную среду страны изучаемого языка. Асинхронные средства коммуникаций в дистанционном образовании связаны с накоплением знаний и обменом информации. Применение Интернет-ресурсов позволяет управлять процессом обучения, осуществлять автоматический контроль учебной деятельности, создавать условия для самостоятельной работы обучающихся, для их самообразования, самореализации.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие для СПО / М. Н. Гуслова. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2015 – 286 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.; под ред. Е. С. Полат. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.

3. Петрова, И. А. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в личностно-центрированной информационно-образовательной среде вуза / И. А. Петрова // Инновации в образовании. – 2016. – № 7. – С. 92–105.

4. Петухова, Т. П. Содержательные аспекты асинхронной самостоятельной работы студентов / Т. П. Петухова // Гуманизация образования. – 2011. – № 7. – С. 25–32.

5. Раицкая, Л. К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография / Л. К. Раицкая. – М. – 2007. – 216 с.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога