Бородина А. Н.
Бородина А. Н.
Научный
руководитель: канд. пед. наук, доц. Харченко Л. И.
(г.
Луганск, ЛНР)
ДИСТАНЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дистанционное
обучение иностранным языкам способствует внедрению в
учебный процесс интерактивных информационно-коммуникационных технологий, которые предоставляют доступ к качественно новым
цифровым образовательным ресурсам. Нынешняя ситуация экстремального перехода в
дистанционный формат обучения диктует необходимость использования специфических
средств обучения иностранным языкам.
Цель исследования
– рассмотреть эффективные дистанционные средства обучения иностранным языкам
при синхронных и асинхронных видах коммуникации.
Главной
особенностью дистанционного обучения является удалённое взаимодействие всех
участников учебного процесса, что предполагает синхронные и асинхронные виды
коммуникации. Синхронные коммуникации построены
на взаимодействии
между обучающимися и преподавателями в режиме реального времени.
Видеоконференции, текстовые конференции (чаты), виртуальные доски, онлайн
занятия и онлайн консультации на платформах Zoom,
Discord, Skype,
Google Meet, Microsoft Teams, True Conf, «Сферум»
и другие относятся к распространённым видам синхронной коммуникации. Синхронные
системы открывают новые возможности в преподавании иностранного языка. С
помощью видео/голосовой связи и чатов можно проводить онлайн занятия с
учащимися из других стран, что позволяет увеличить плотность общения на
иностранном языке.
Асинхронная
учебная система позволяет самостоятельно выбрать место, время и темп обучения.
Для поддержки асинхронного обучения используются Интернет-ресурсы для отработки навыков и умений в предметной области
«Иностранный язык». Качественные
онлайн-ресурсы влияют на результативность дистанционного обучения иностранным
языкам и создаются на основе системно-деятельностного,
личностно-ориентированного, индивидуального и дифференцированного подходов, а
также с учётом принципов научности, функциональности и доступности [3].
Электронные
учебники, подкасты, веб-сервисы, конструкторы для создания интерактивных
презентаций, ментальных карт и тестов, блоги, форумы являются асинхронными
средствами обучения иностранным языкам на расстоянии.
Для организации эффективного взаимодействия с
обучающимися в ходе дистанционного обучения иностранному языку при
синхронных/асинхронных видах коммуникации используются сервисы для создания
онлайн-викторин, интерактивных презентаций, ментальных карт и рабочих листов.
Например, Кahoot, Quizizz, Тriventy – бесплатные конструкторы при помощи,
которых создаются тесты/опросы и викторины. Интерактивные презентации и
упражнения предоставляют такие интернет-сервисы, как Flippity, LearningApps,
Quizlet, Jeopardy, Mentimeter. Инструменты визуального отображения информации,
позволяющие структурировать и обрабатывать её, создают ментальные карты с
помощью сервисов XMind, Bubbl, Popplet, MindMeister и Free Mind Map.
Конструкторы, которые превращают рабочий материал в интерактивные рабочие листы
и позволяют преподавателям осуществлять обратную связь размещены на веб-сервисах:
Formative, Wizer, Live Worksheets. Большим преимуществом данных сервисов являются большие
возможности работы с изображениями, аудио и видео, которые могут встраиваться в
рабочий лист. В интерактивных заданиях задаются ответы для
автоматической проверки, что позволяет преподавателю экономичным способом
оценивать знания обучающихся. Наиболее эффективными инструментами для ведения
образовательного процесса на расстоянии, обладающими необходимыми
педагогическими и дидактическими характеристиками, были определены виртуальные
доски Miro, Padlet, Popplet.
Таким образом,
можно заключить, что применение синхронных и асинхронных средств дистанционного
обучения способствует формированию всех видов речевой деятельности, а также
позволяет максимально погрузить обучающихся в языковую и социокультурную среду
страны изучаемого языка. Асинхронные средства коммуникаций в дистанционном
образовании связаны с накоплением знаний и обменом информации. Применение
Интернет-ресурсов позволяет управлять процессом обучения, осуществлять
автоматический контроль учебной деятельности, создавать условия для
самостоятельной работы обучающихся, для их самообразования, самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуслова,
М. Н. Инновационные педагогические технологии: учебное
пособие для СПО / М. Н. Гуслова. –
3-е изд., испр. – М. : Академия, 2015 – 286 с.
2. Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина и др.;
под ред. Е. С. Полат. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский
центр «Академия», 2009. – 272 с.
3. Петрова,
И. А. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в
личностно-центрированной информационно-образовательной среде вуза /
И. А. Петрова // Инновации в образовании. – 2016. – № 7. – С. 92–105.
4. Петухова,
Т. П. Содержательные аспекты асинхронной самостоятельной
работы студентов / Т. П. Петухова // Гуманизация образования. – 2011. – №
7. – С. 25–32.
5. Раицкая,
Л. К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе:
классификация, критерии оценки, методика использования: Монография /
Л. К. Раицкая. – М. – 2007. – 216 с.
Комментарии
Отправить комментарий