Приймак В. О.
Приймак В. О.
Научный руководитель: канд. пед. наук, доц.
Харченко Л. И.
(г. Луганск, ЛНР)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Изучение
иностранных языков предполагает не только овладение иноязычной компетентностью,
но также умением включаться в психологический процесс обучения и общения.
Эмоциональная устойчивость, коммуникативная гибкость и способность к познанию
связаны с психологической готовностью обучаемого усваивать и использовать
иностранный язык в процессе общения. Обучаемый должен уметь преодолевать
психологические барьеры не только во время занятий, но и в любой жизненной
ситуации. Для достижения высоких результатов в овладении языком, как родном,
так и иностранном, нужно, прежде всего, быть компетентным в психологической
стороне процесса.
Актуальность исследования обусловлена тем,
проблема возрастных особенностей подростков на сегодняшнее время остается самым
важным не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо
быть не просто педагогом, но и психологом, чтобы эффективно осуществлять свою
педагогическую деятельность.
Вопросы обучения
детей разных возрастных групп иностранному языку имеют в педагогике большое
практическое значение. Психолого-педагогические особенности рассмотрены в
работах как отечественных, так и зарубежных педагогов таких как Л. С.
Выготский, К. С. Ушинский, А. С. Макаренко, В. С.
Сухомлинский.
Однако, до сих пор
остается неясным вопрос о корреляции методических подходов к обучению детей
разных возрастов другим предметам, в первую очередь – естественнонаучным
дисциплинам и иностранным языкам.
Следует отметить
особенность иностранного языка не только как науки или школьного предмета, но и
средства общения и, следовательно, отметить особые методы обучения ему с
использованием «погружения в языковую среду», которая может быть создана на
занятии искусственно, с использованием игровых методов, особенно эффективных у
младших школьников. Тренировка памяти и усвоение лексики происходит во многом
аналогично освоению детьми родного языка.
Каждый возрастной
период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Развитие личности
можно рассматривать с разных позиций и подходов. В настоящее время существует
более трёхсот отечественных и зарубежных теорий личности, и каждая предполагает
свою структуру, закономерности и условия развития.
Психолого-педагогические
основы методики обучения английскому языку включают ориентиры, которые помогают
понять: что представляет собой процесс развития, какие условия необходимо для
этого создать, на какие показатели развития личности можно ориентироваться.
Ведь не каждое обучение является развивающим и может обеспечить развитие
личности. Каждый возрастной этап развития личности характеризуется определённым
уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, перцептивной и
эмоционально-волевой сферы. Специфика отношения к изучению иностранного языка и
мотивы, побуждающие школьников к этому, во многом схожи.
Развитие личности
зависит от его возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно
учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер
деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов,
а также социальные проявления. Возрастными особенностями детей и подростков
являются специфические свойства личности закономерно изменяющиеся в процессе
возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алферов,
А. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии /
А. Алферов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 384 с.
2. Выготский,
Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. –
М. : Изд-во МГУ, 2006. – 500 с.
3. Давыдов,
В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная
педагогическая психология. Под редакц. А. В. Петровского. М. : Наука,
2014. – 286 с.
4. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики /
К. Д. Ушинский. – М. : Издательство Московского университета, 2012. –
591 с.
Комментарии
Отправить комментарий