Приймак В. О.

 Приймак В. О.

Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. Харченко Л. И.

(г. Луганск, ЛНР)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Изучение иностранных языков предполагает не только овладение иноязычной компетентностью, но также умением включаться в психологический процесс обучения и общения. Эмоциональная устойчивость, коммуникативная гибкость и способность к познанию связаны с психологической готовностью обучаемого усваивать и использовать иностранный язык в процессе общения. Обучаемый должен уметь преодолевать психологические барьеры не только во время занятий, но и в любой жизненной ситуации. Для достижения высоких результатов в овладении языком, как родном, так и иностранном, нужно, прежде всего, быть компетентным в психологической стороне процесса.

Актуальность исследования обусловлена тем, проблема возрастных особенностей подростков на сегодняшнее время остается самым важным не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть не просто педагогом, но и психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

Вопросы обучения детей разных возрастных групп иностранному языку имеют в педагогике большое практическое значение. Психолого-педагогические особенности рассмотрены в работах как отечественных, так и зарубежных педагогов таких как Л. С. Выготский, К. С. Ушинский, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинский.

Однако, до сих пор остается неясным вопрос о корреляции методических подходов к обучению детей разных возрастов другим предметам, в первую очередь – естественнонаучным дисциплинам и иностранным языкам.

Следует отметить особенность иностранного языка не только как науки или школьного предмета, но и средства общения и, следовательно, отметить особые методы обучения ему с использованием «погружения в языковую среду», которая может быть создана на занятии искусственно, с использованием игровых методов, особенно эффективных у младших школьников. Тренировка памяти и усвоение лексики происходит во многом аналогично освоению детьми родного языка.

Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Развитие личности можно рассматривать с разных позиций и подходов. В настоящее время существует более трёхсот отечественных и зарубежных теорий личности, и каждая предполагает свою структуру, закономерности и условия развития.

Психолого-педагогические основы методики обучения английскому языку включают ориентиры, которые помогают понять: что представляет собой процесс развития, какие условия необходимо для этого создать, на какие показатели развития личности можно ориентироваться. Ведь не каждое обучение является развивающим и может обеспечить развитие личности. Каждый возрастной этап развития личности характеризуется определённым уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, перцептивной и эмоционально-волевой сферы. Специфика отношения к изучению иностранного языка и мотивы, побуждающие школьников к этому, во многом схожи.

Развитие личности зависит от его возрастных и индивидуальных особенностей, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферов, А. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии / А. Алферов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015. – 384 с.

2. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 500 с.

3. Давыдов, В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная педагогическая психология. Под редакц. А. В. Петровского. М. : Наука, 2014. – 286 с.

4. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. – М. : Издательство Московского университета, 2012. – 591 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога