Коновалова Е. А.

Коновалова Е. А.

Научный руководитель: ст. преп. Коловерова И. Г.

(г. Горловка, ДНР) 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Личностно-ориентированный подход и индивидуализация процесса обучения успешно реализуются в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающей организацию учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий. Учебные заведения современности должны следить за мировыми тенденциями и подстраиваться под существующие веяния. Ситуация с пандемией оказала своё воздействие и подтолкнула к активному пересмотру существующих форматов. Так, чтобы обеспечить бесперебойную работу и сделать процесс обучения непрерывным, школы, колледжи и вузы были вынуждены ускорить переход на дистанционное обучение [1, с. 2].

«Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2, с. 3].

Характерными чертами дистанционного образования являются:

·                   гибкость – обучаемые могут работать в любом месте, темпе и в удобное для каждого время;

·                   модульность – каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении – это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;

·                   специализированный контроль качества обучения – используются дистанционно организованные экзамены, лекции, лабораторные и практические занятия [3, с. 496].

Специфика предмета «Испанский язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются сетевое (удалённое) взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно больший объём самостоятельной работы, интерактивность, отбор и структурирование учебного материала (аутентичные тексты), педагогические технологии и т.д. [2, с. 5].

Многие педагоги, имеющие большой опыт в преподавании испанского языка, отмечают, что использование дистанционных форм обучения на занятия по испанскому языку стимулирует учащихся к работе в парах или в группе, что, в свою очередь, способствует развитию устной речи студентов. Одним из плюсов использования дистанционного обучения на занятиях по испанскому языку является создание новых моделей взаимодействия в письменной и устной речи между учащимися с помощью современных инструментов, таких как, например, AULAS VIRTUALES. Также оно позволяет формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы с информацией (например, поиск в Интернете, обработка, визуализация), умение использовать в своей работе электронные словари, учебники, энциклопедии, переводчики.

Однако, наряду с плюсами, существуют и минусы дистанционного обучения, с которыми сталкиваются и учителя, и учащиеся. В первую очередь, это отсутствие личного контакта не только между учителем и учащимся, но и между самими учащимися, что вызывает чувство отрешенности и отдаления от процесса обучения. Также есть риск того, что контроль и самоконтроль будут осуществляться необъективно, без должного контроля. Дистанционное обучение может также уменьшить роль учебного заведения в социальном плане, а также роль учителя как руководителя учебного процесса.

В Горловском институте иностранных языков весь учебный процесс в период пандемии тоже организован в дистанционном формате. Для проведения занятий по испанскому языку используются разные платформы:

·                   электронная почта (производится общение между преподавателем и студентом, рассылка учебных заданий и материалов, а также отправка выполненного домашнего задания);

·                   видеоконференции “Skype”, “Zoom” (преподаватель объясняет новый материал или проводит занятия со студентами в режиме on-line, имея при этом возможность визуального общения с ними);

·                   аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);

·                   ресурсы мировой сети Интернет (гипертекст на просторах мировой WWW-сети можно использовать в процессе обучения как иллюстративный и справочный материал).

Таким образом, инновационный метод организации образовательного процесса, т.е. дистанционное обучение, не только позволяет сделать обучение непрерывным, но и облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для проявления творческих способностей студентов и формирует практические навыки использования информационных технологий не только в личных целях, но и в профессиональной деятельности студентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахренов, В. Н. Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализация участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / В. Н. Ахренов, Н. А. Ахренова, Е. Ю. Белоус // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2020. – № 3. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-2020-i-problemy-kibersotsializatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 20.10.2021).

2. Владимирова, Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы [Электронный ресурс] / Л. П. Владимирова // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. Серия: Иностранные языки в высшей школе. – 2014. – № 2 (29). – Режим доступа : https://mgimo.ru/upload/iblock/3fb/distancionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

3. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования [Электронный ресурс] / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тазабекова // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 20.10.2021).

 

Научный руководитель: ст. преп. Коловерова И. Г.

(г. Горловка, ДНР)

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Личностно-ориентированный подход и индивидуализация процесса обучения успешно реализуются в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающей организацию учебного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий. Учебные заведения современности должны следить за мировыми тенденциями и подстраиваться под существующие веяния. Ситуация с пандемией оказала своё воздействие и подтолкнула к активному пересмотру существующих форматов. Так, чтобы обеспечить бесперебойную работу и сделать процесс обучения непрерывным, школы, колледжи и вузы были вынуждены ускорить переход на дистанционное обучение [1, с. 2].

«Дистанционное обучение – это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [2, с. 3].

Характерными чертами дистанционного образования являются:

· гибкость – обучаемые могут работать в любом месте, темпе и в удобное для каждого время;

· модульность – каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении – это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;

· специализированный контроль качества обучения – используются дистанционно организованные экзамены, лекции, лабораторные и практические занятия [3, с. 496].

Специфика предмета «Испанский язык» соотносится со спецификой дистанционного обучения, основными особенностями которого являются сетевое (удалённое) взаимодействие всех участников учебного процесса и сравнительно больший объём самостоятельной работы, интерактивность, отбор и структурирование учебного материала (аутентичные тексты), педагогические технологии и т.д. [2, с. 5].

Многие педагоги, имеющие большой опыт в преподавании испанского языка, отмечают, что использование дистанционных форм обучения на занятия по испанскому языку стимулирует учащихся к работе в парах или в группе, что, в свою очередь, способствует развитию устной речи студентов. Одним из плюсов использования дистанционного обучения на занятиях по испанскому языку является создание новых моделей взаимодействия в письменной и устной речи между учащимися с помощью современных инструментов, таких как, например, AULAS VIRTUALES. Также оно позволяет формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы с информацией (например, поиск в Интернете, обработка, визуализация), умение использовать в своей работе электронные словари, учебники, энциклопедии, переводчики.

Однако, наряду с плюсами, существуют и минусы дистанционного обучения, с которыми сталкиваются и учителя, и учащиеся. В первую очередь, это отсутствие личного контакта не только между учителем и учащимся, но и между самими учащимися, что вызывает чувство отрешенности и отдаления от процесса обучения. Также есть риск того, что контроль и самоконтроль будут осуществляться необъективно, без должного контроля. Дистанционное обучение может также уменьшить роль учебного заведения в социальном плане, а также роль учителя как руководителя учебного процесса.

В Горловском институте иностранных языков весь учебный процесс в период пандемии тоже организован в дистанционном формате. Для проведения занятий по испанскому языку используются разные платформы:

· электронная почта (производится общение между преподавателем и студентом, рассылка учебных заданий и материалов, а также отправка выполненного домашнего задания);

· видеоконференции “Skype”, “Zoom” (преподаватель объясняет новый материал или проводит занятия со студентами в режиме on-line, имея при этом возможность визуального общения с ними);

· аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);

· ресурсы мировой сети Интернет (гипертекст на просторах мировой WWW-сети можно использовать в процессе обучения как иллюстративный и справочный материал).

Таким образом, инновационный метод организации образовательного процесса, т.е. дистанционное обучение, не только позволяет сделать обучение непрерывным, но и облегчает усвоение учебного материала, предоставляет новые возможности для проявления творческих способностей студентов и формирует практические навыки использования информационных технологий не только в личных целях, но и в профессиональной деятельности студентов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахренов, В. Н. Дистанционное обучение-2020 и проблемы киберсоциализация участников образовательного процесса [Электронный ресурс] / В. Н. Ахренов, Н. А. Ахренова, Е. Ю. Белоус // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2020. – № 3. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-2020-i-problemy-kibersotsializatsii-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 20.10.2021).

2. Владимирова, Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы [Электронный ресурс] / Л. П. Владимирова // Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина. Серия: Иностранные языки в высшей школе. – 2014. – № 2 (29). – Режим доступа : https://mgimo.ru/upload/iblock/3fb/distancionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

3. Сагиндыкова, А. С. Актуальность дистанционного образования [Электронный ресурс] / А. С. Сагиндыкова, М. А. Тазабекова // Молодой ученый. – 2015. – № 20 (100). – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/100/20703/ (дата обращения: 20.10.2021).

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога