Бондаренко Т. В.

 

Бондаренко Т. В.

(г. Донецк, ДНР)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЗЫКОВ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 

Основной задачей образования на современном этапе становится: формирование и воспитание личности, способной самостоятельно и  активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям. Современный педагог должен быть не только высококвалифицированным специалистом, отлично знающим свой предмет, но и творчески мыслящей личностью, социально активной, конкурентоспособной, ориентированной на гуманистические ценности. Умение учитывать возрастные психологические особенности учащихся – одно из основных требований, предъявляемых к работе педагога.

В нашей стране ребёнок начинает свою школьную деятельность с 6 лет в начальной школе. Период обучения охватывает возраст с 6 -7 до 10-11 лет, что соответствует младшему школьному возрасту. В младшем школьном возрасте происходит формирование нравственности и общественного поведения. Именно в этом возрасте закладываются основы товарищества, сочувствия, негодования, изменяются внимание, восприятие, память. Любознательность, интерес к познанию всего нового позволяет ребёнку быстро усваивать языковый материал. Это учитывается в построении учебной деятельности на уроке. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками, у него прекрасно развита долговременная память. Но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка. Легче всего запоминание происходит в игре. Игровая деятельность на уроках английского языка является чрезвычайно важным методическим приемом. В процессе игры раскрывается личностный потенциал каждого школьника. Для создания коммуникативной обстановки на уроке важно поддерживать высокую активность каждого ребёнка, однако, всё, чем они занимаются на уроке, должно быть ярко, интересно, конкретно и связано с окружающим их миром. Например, для повышения мотивации, развития произвольного и непроизвольного внимания целесообразно использовать неоднократное проговаривание и повторение материала, текстов рифмовок, песен, сопровождая их эмоциями и танцевальными движениями.

Современные подходы к раннему обучению основываются на отсутствия у детей страха сделать ошибку. Они более раскованы, с удовольствием экспериментируют со словами, представляют, фантазируют. Создание мини проектов о семье, друзьях, любимых животных, развлечениях, отдыхе с использованием рисунков, фотографий, коллажей, альбомов – одно из любимых занятий на уроках. Комментируя свою работу, ребята совершенствуют свои языковые умения в использовании иностранного языка в высказываниях, составлении описаний и диалогов. Активным методом для развития творческих способностей учащихся на уроках является драматизация. Ролевая игра, озвучивание и постановка сказок на иностранном языке может быть использована в урочной и внеурочной деятельности учителя. Благодаря драматизации у детей развивается воображение, память, внимание, речевые умения и художественные способности. Использование игровой технологии на уроках в начальном звене школы является эффективным средством развития кругозора, познавательной активности, общеучебных умений, воспитания коллективизма и товарищества. Ведущим принципом является принцип коммуникативной направленности. Использование парной и групповой работы приучают ребёнка к сотрудничеству, воспитывают в нём терпимость, умение договариваться и преодолевать конфликты. Важно учитывать дифференцированный подход в обучении младших школьников. Необходимо помнить, что интерес к изучению языка чаще всего теряется, когда пропадает чувство успеха и укрепить учебную мотивацию. Нужно подбирать посильные задания как для сильных, так и для слабых учащихся. Ничего нет приятнее ощущения успеха, дороже похвалы, ведь ребята так доверяют взрослым. Исправлять ошибки следует доброжелательно, корректно, так как в этом возрасте ребята сильно переживают неудачу, что может привести к потере интереса к обучению.

Таким образом, изучение иностранного языка в младшем школьном возрасте способствует их речевому и общему развитию приобретению общеучебных умений, приобщает их к культуре других стран и народов. Для успешного решения задач учителю иностранного языка при планировании урока следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся каждой возрастной категории.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский. – М. : Детская психология, 1984. – Т.4. – 415 с.

2. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М. : Академия, 2006. 608 с.

3. Пассов, Е. И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – М. : Русский язык, 1989. – 276 с.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога