Харитонов А. М.
Харитонов А. М.
(г. Владивосток, РФ)
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОПРОСЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГЕРМАНСКОГО ЭПОСА
Современная историческая и филологическая науки
достаточно скептически относятся к географическим сведениям мифологического и
легендарного характера. Особенно это касается текстов германской мифологии.
Причем, в тех редких случаях, когда географические объекты в этих текстах
совпадают с предположениями ученых историков и филологов, они обычно признаются
истиной в последней инстанции. В противном случае те же сведения могут
отправиться на «свалку истории».
Так произошло со сведениями широко известной «Эдды» и
некоторыми другими произведениями германского эпоса [1, 2], касающимися
происхождения предков современных германцев из Скифии (территория
Причерноморья). Исключая Тура Хейердала, все остальные ученые посчитали данные
сведения норманнской литературы антинаучными.
География германского эпоса привлекла наше внимание лет
30 назад. Автору даже удалось «привязать» некоторые топонимы «Эдды» к
географическим объектам по всей территории Евразии [3]. Обычно так и поступают
исследователи, которые не знакомы со спецификой географии. Но, будучи специалистом-географом,
автор сразу заподозрил неладное. Ведь в таком случае неграмотный скальд должен
был быть географически грамотнее признанного географа тех времен.
Со временем пришло понимание, что возможно замеченные
нами географические соответствия все же могли иметь место. Ведь если
первоначальная географическая номенклатура формировалась в одном месте
(согласно теории моногенеза), то кто мешал распространить ее по всему земному
шару вновь формирующимся племенам и народам?
Но в таком случае искать первоисточники географических
названий любого эпоса следовало поближе к месту его формирования. Впрочем,
автору это было ясно с самого начала, ведь он считал, что многовариантность
размещения географических комментариев к сведениям по географии в мифах и легендах
как раз и была вызвана этим обстоятельством [3].
По этой причине наиболее подходящим местом формирования
германского эпоса автору виделся Ближний Восток, где отводили место прародине
индоевропейцев лингвисты Иванов и Гамкрелидзе. Действительно, топонимы Керман,
Керманшах и даже Армения вполне можно связать с Германия. Скифское племя
германиев в этом регионе было известно еще Геродоту. Один из курдских диалектов
до сих пор зовется курманджи. Хорошо известен и библейских хребет Хермон. Даже
греческий Кадм (аналог библейского Адама по имени) был женат на Гармонии
(германка?).
Смущало автора несколько обстоятельств. В этот регион в
средние века неоднократно вторгались европейцы. В Северной Сирии и вовсе арабы
предпочитали селить славян, перебежавших к ним из войск Византийской империи.
Здесь же одно время существовало и армянское Киликийское государство. Все это
подпитывало почву для сомнений.
Тем не менее, удалось заметить, что если перевести
этноним норманны (северные люди) на русский язык, то он должен звучать как
северяне. По историческим сведениям, этот летописный народ обитал на притоках
Дона, а другая их группа по нижнему Дунаю. Все это в точном соответствии с
историческими и легендарными сведениями германских источников. Автор заметил,
что возможно северяне могли иметь отношение к Исаврийской династии Византии и
народу исавров. Ведь происхождение самих северян от народа савиров историками
не отрицается.
Первое же знакомство с историей исавров повергло нас в
небольшой шок. Оно касалось сведений о слиянии горцев хребта Тавр с
киликийскими пиратами в III веке нашей эры и образованием объединенного народа на этой базе.
Если учесть, что вождем народа ванов – мореплавателей, слившимся с народом асов
в эпосе «Эдды» был Ньерд (ср. nord – север), то сходство еще более усиливается. При этом
надо учесть, что побратимы нередко берут имена друг друга. Таким образом,
легендарные сведения германского эпоса неожиданно могут оказаться исторически
верными.
Почему же никто из исследователей не обратил внимания
на этот хорошо известный исторический факт и не связал его с германской
мифологией? Прежде всего, современные геополитики убеждены в скандинавском
происхождении текстов «Эдды» и никогда не выходили из этих географических
пределов. Их не смущает даже то, что античная и средневековая география считали
холодный климатический пояс Земли и саму Скандинавию необитаемыми. Да и сама
теория моногенеза предполагает возникновение новых языков за счет распада
старых, что сразу ставит под сомнение исторические сведения о возникновении
новых народов путем их ассимиляции друг с другом.
Однако собранные нами сведения заставляют обратить
внимание на возможность происхождения текстов «Эдды» совсем с иной территории,
чем им приписывается. Возможно, придется едва ли не полностью переписывать
раннюю германскую геополитическую историю и вносить определенные коррективы в
происхождение германских языков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беовульф. Старшая Эдда. Песня о Нибелунгах. – М. : Художественная литература, 1975. – 752 с.
2. Младшая Эдда. – Л. : Наука, 1970. – 255 с.
3. Харитонов, А. М. О некоторых принципах и методах географической оценки
работы с объектами легендарной и мифологической географии в
историко-географических исследованиях / А. М. Харитонов // Документ. Архив.
История. Современность. – Вып. 19. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. –
С. 219–224.
Интересное исследование на стыке нескольких наук: истории, географии, языкознания. Спасибо!
ОтветитьУдалить