Грунистая А. Р.

Грунистая А. Р.

Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Жихарева Н. А.

(г. Горловка, ДНР) 

КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ МЕЛИОРАТИВНОСТИ И ПЕЙОРАТИВНОСТИ В РАМКАХ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В последнее время все чаще объектом исследования становятся различные типы дискурсов, рассматриваются механизмы их построения, тактики и стратегии, способность речевого акта оказывать манипулятивное воздействие на адресата речи. В связи с этим достаточно пристальное внимание уделяется таким понятиям как мелиоративность и пейоративность.

Прежде всего, нам кажется уместным отметить тот факт, что категории мелиоративности и пейоративности могут быть рассматриваемы и «как концепт, и как совокупность языковых средств и языковых действий» [1, с. 60].

Понятия мелиоративности и пейоративности принято рассматривать как антонимичные друг другу. Под мелиоративностью принято понимать позитивную направленность построения речи, положительную коннотацию выбираемых для построения речевого акта структурных единиц. С. В. Лескина говорит о том, что «Мелиоративность рассматриваемых (ею) единиц есть положительная эмотивно-оценочная квалификация именуемого объекта. Выражая положительную оценку именуемого объекта обращения, мелиоративы способны создавать соответствующее эмоциональное настроение, порождать определенные ассоциации, соответствующим образом настраивать адресата речи на положительные ответные эмоциональные реакции» [3, с. 78].

Пейоративность же, напротив, предполагает наличие структурных единиц с негативной коннотацией. С. В. Лескина дает следующее определение данному понятию: «Пейоратиновность – это свойство пейоративного, т.е. неодобрительного, уничижительного, обладающего коннотацией, которая в некоторой степени отклоняется от эталона или нормы. Пейоративность может выражаться через слова, сочетания, словосочетания и фразеологизмы» [3, с. 78].

Исходя из этого, можно предположить, что мелиоративность как категориальное значение соотносима с понятиями речевого этикета и вежливости, что предопределяет ее активное использование в рамках профессионального взаимодействия. Что также подтверждает М. В. Волошина, указывая на то, что «агональная коммуникативная стратегия градуальна: от амбивалентных аллюзий до открытой конфронтации. Снизить градус накала можно, лишь прибегнув к мелиоративной речевой стратегии» [1, с. 64], соответственно поэтому «категория мелиоративности является доминирующей категорией в интеракциональном пространстве профессионального дискурса» [1, с. 60].

В качестве примера мелиоратива могут быть рассмотрены следующие слова: весна, добро, улыбка. Данные слова уже на уровне своего семантического значения несут положительную коннотацию. Что касается пейоративов, то здесь в качестве примера можно привести такие лексические единицы как регресс, война, трагедия и т.д. Кроме того, к числу пейоративов может быть отнесена бранная лексика, такая как идиот, негодяй и т.д.

Что касается словосочетаний, которые будут выступать в роли мелиоратива, то здесь можно упомянуть такие словосочетания как сердечная благодарность, благоприятные условия и т.д. В свою очередь пейоративы в виде словосочетаний достаточно активно используются в публицистической среде, особенно в период кризисного положения или обострения конфликтов, например: военное положения, наглая ложь и т.д.

Во многом мелиоративность или пейоративность того или иного речевого акта, будет определяться посредством наличия в его составе мелиоративной или пейоративной лексики. Таким образом, мы будем иметь дело с мелиоративами и пейоративами. Данные понятия включают в себя не только отдельные слова, но также и словосочетания, как устойчивые, так и авторские. Однако не стоит забывать о том, что использование мелиоративов в речевом акте не гарантирует мелиоративности самого речевого акта. Негативная коннотация может быть внесена в речевой акт через использование, например, отрицательных конструкций. В то же время, наличие отрицательных конструкций может не оказывать влияние на мелиоративность речевого акта. Поэтому говоря о мелиоративности или пейоративности речевого акта, следует его рассматривать в целом, в контексте коммуникативной ситуации, а использование тех или иных мелиоративов или пейоративов может быть расценено как средство для достижения желаемого перлокутивного эффекта.

Принято считать, что пейоративная лексика в количественном соотношении превалирует над мелиоративной, так как у большинства лексических единиц, которые не обладают негативной коннотацией, положительная коннотация не проявлена, она носит, скорее, нейтральный характер. Одной из главных причин распространенности пейоративов считается негативное восприятие мира человеком, так как их источником является он сам, а также необычайно высокий уровень агрессии в обществе, который наблюдается в течение последних лет. Подтверждение этому находим у Е. М. Вольф, которая говорит о существовании определенной гипотезы в рамках лингвистических исследований относительно широкого распространения пейоратиовов. Данная гипотеза предполагает, что «обозначение плохого более дифференцировано, чем обозначение хорошего», а также что «в языке есть более разнообразные средства для детальной классификации плохих поступков человека, чем хороших, плохих черт характера, чем хороших и т.п.» [2, с. 102].

Но если рассматривать количественное соотношений мелиоративной и пейоративной лексики в рамках отдельных типов дискурса, то данная тенденция не всегда оказывается верна. Например, в рамках профессионального взаимодействия, по мнению М. В. Волошиной, превалируют именно мелиоративы.

Таким образом, большее распространение пейоративности связано с языковой картиной мира человека, а также общими тенденциями в выборе коммуникативных тактик. В то же время наличие мелиоративов или пейоративов в рамках речевого акта не предопределяет его мелиоративности или пейоративности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина, М. В. Мелиоративность как имманентная категория профессионального взаимодействия [Электронный ресурс] / М. В. Волошина // Социально-психологический, правовой и межкультурный аспекты теории и практики межличностного общения. – 2016. – 116 с. – Режим доступа : https://bstudy.net/642520/psihologiya/meliorativnost_immanentnaya_kategoriya_professionalnogo_vzaimodeystviya#aftercont (дата обращения: 20.10.2021).

2. Вольф, Е. М. Оценочное значение и соотношение признаков «хорошего/плохого» / Е. М. Вольф // Вопросы языкознания. – 1986. – № 5. – С. 98–106.

3. Лескина, С. В. Пейоративность как эмоционально-экспрессивная категория (на примере фразеологизмов в русском языке) / С. В. Лескина // Альманах современной науки и образования – Тамбов : Грамота, 2009. – № 2 (21) : в 3х ч. – Ч. I. – С. 78–80.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога