Батлук Е. Г., Сергеева О. В.
Батлук Е. Г., Сергеева О. В.
(г. Луганск, ЛНР)
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ
ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В КОЛЛЕДЖЕ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ
Лингвострановедение
представляет собой сочетание элементов лингвистики «раскрытие семантики
языковых единиц» с элементами страноведения «изучение реалий страны через
обозначающие слова» [4, с. 24].
В настоящее время
лингвострановедческий подход в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования считается неотъемлемой частью методики
преподавания иностранного языка, так как именно благодаря ему сохраняется
интерес обучающихся к иностранному языку на всём протяжении его изучения.
«Главная цель
лингвострановедения – обеспечение коммуникативной компетенции при осуществлении
межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи
собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителей языка» [2,
с. 32].
Задачей
лингвострановедения является изучение языковых единиц, благодаря которым
наиболее четко и ярко отражаются национальные культурные особенности носителей
языка и их жизненной среды.
Считается, что
лингвострановедческий подход рассматривает три вопроса:
1) лингвистический
(анализ языка для выявления культурно-национальной семантики);
2) методический
(приёмы введения, закрепления и активизации специфических языковых единиц и
прочтения текстов с точки зрения страноведения);
3) психологический
(мотивы и интересы обучающихся по овладению иностранным языком в целом и
лингвострановедческим аспектом в частности).
Систематическое
использование лингвострановедческого подхода при обучении иностранным языкам,
обучающемся необходимо:
1) освоить
основные знания, касающиеся культуры изучаемых стран;
2) изучить
особенности народов, являющихся носителями языка;
3) научиться
понимать устные и письменные тематические сообщения в рамках программы
образовательных учреждений среднего профессионального образования;
4) уметь
использовать соответствующую страноведческую литературу;
5) учиться отстаивать
и правильно излагать свою точку зрения в устной и письменной формах и принимать
решения;
6) развивать
способности работать самостоятельно и в коллективе.
При реализации
лингвострановедческого подхода при обучении иностранному языку происходит значительное
повышение культурного уровня обучающегося, расширение его кругозора, возрастает
интерес к изучению иностранного языка.
На занятиях
английского языка обучающиеся ограничены временными рамками, что не позволяет
освоить весь объём предлагаемого материала во всём его разнообразии. Для более
полной реализации лингвострановедческого подхода, необходимо также использовать
различные виды внеклассной работы. Среди них выделим такие как факультативные
занятия, предметные недели, обучающие игры, занятия с одаренными студентами.
В рамках недели
иностранного языка, в Колледже Луганского государственного университета имени
Владимира Даля, проводились развивающая игра «Форт «Баярд» и викторина. Во
время игры обучающиеся делились на команды по 7 участников (из разных групп).
Каждая команда выбирала себе название. В роли хозяев форта выступали
обучающиеся вторых курсов и преподаватели-предметники. Игра проходила в два
тура, включала в себя множество заданий на английском языке. Для их решения
нужно было хорошо знать языковой материал, проявлять активность, догадливость и
сообразительность.
Для викторины «Что
вы знаете об англоязычных странах?» (для обучающихся вторых курсов)
использовался материал из области страноведения, культуры, географии и истории
англоязычных стран, что позволило закрепить знания, полученные на занятиях
английского языка. Кроме усвоения языковых и страноведческих знаний, такая
форма работы стимулирует интерес обучающихся к изучению иностранного языка,
воспитывает уважение к другим народам.
Итак,
лингвострановедческая направленность обучения иностранным языкам обеспечивает
реализацию не только образовательных и воспитательных целей, но и практических.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бондаренко, Т. Н. Лингвострановедческий подход в обучении
иностранному языку [Электронный ресурс] / Т. Н. Бондаренко // Вестник
МГУЛ. Лесной вестник. – 2001. – № 3. – С. 110–111. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lingvostranovedcheskii-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku#ixzz4NjT6HRz4 (дата обращения:
18.10.2021).
2.
Борисенко, М. К. Некоторые аспекты преподавания элементов
лингвострановедения в старших классах / М. К. Борисенко // ИЯШ. – 1997. –
№ 3. – С. 32–34.
3. Рубаева, В. П. Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов [Электронный ресурс] / В. П. Рубаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lingvostranovedcheskiy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovyh-fakultetov#ixzz4NjXj26zU (дата обращения: 18.10.2021).
4.
Томахин, Г. Д. Лингвострановедение: что это такое / Г. Д.
Томахин // Иностранные языки в школе. – 1996. – № 6. – С. 22–27.
Спасибо, что поделились полезными находками в сфере обучения иностранному языку!
ОтветитьУдалитьСпасибо за Вашу поддержку.
Удалить