Романова Е. А., Безуглая Е. С.
Романова Е. А., Безуглая Е. С.
(г. Донецк, ДНР)
ТЕХНОЛОГИЯ
ВЕБ-КВЕСТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
На сегодняшний
день достаточно трудно представить работу школ без использования новейших
информационно-коммуникационных технологий. Исходя из реальных условий обучения,
наиболее эффективным средством развития коммуникативной и социокультурной
компетенции учащихся, изучающих иностранный язык вне языковой среды, является
погружение в виртуальное пространство, которое моделирует необходимые
социокультурные характеристики социума [1]. И одним из таких средств является
квест-технология.
Что же такое
веб-квест? Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами
ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы
Интернета [2]. Он способствует созданию учебной мотивации для вовлечения
учащихся в активную деятельность и развитию навыков аналитического,
критического и творческого мышления.
Веб-квест включает
в себя в качестве обязательных следующие части: введение (introduction); задание (task); процесс (process); оценка (evaluation); заключение (conclusion); используемые
материалы (credits); страницы для учителя (teacher page).
Веб-квест
представляет собой мини-проект, в процессе работы над которым учащиеся
осваивают учебную информацию, полученную из сети Интернет на основе
рекомендаций и заданий учителя. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости
от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления,
компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Можно выделить
следующие причины для использования веб-квестов в обучении иностранным языкам:
1. Данная
технология – легкий способ включения Интернета в учебный процесс. При этом не
требуется особых технических знаний как для обучающегося, так и для преподавателя
[3, с. 6-9].
2. Веб-квест может
выполняться индивидуально, но наилучшим образом он выполняется в группе. При
этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией.
При работе группой более сильные ученики могут помогать другим, таким образом
каждый может использовать свои способности.
Технология веб-квест
позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и
интерактивность обучения. Ее
использование позволяет решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки
просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации; развивать умения
письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать
устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор
школьников. Однако следует отметить, что использование веб-квестов в обучении
языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с
аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграция
веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда
веб-квест: является творческим заданием, завершающим изучении какой-либо темы;
сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе
языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение
таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться
параллельно с ней [2].
Наиболее
эффективными формами защиты квест-проекта по иностранному языку считается
устное выступление с иллюстративным материалом на основе презентации Power Point или создание
тематического веб-квеста. Данная технология может применяться на уроках
обобщения и систематизации материала по изучаемой теме.
Возможный сценарий
организации деятельности по созданию веб-квестов. На этапе «введение» учащимся
озвучивается краткое описание темы веб-квеста, также четко описываются роли
участников проекта. На этапе «задание» учитель формирует проблемные задачи и
поясняет, что будет конечным продуктом выполнения веб-квеста (презентация PowerPoint или видеоролик). Во время «процесса»
выполнения дается описание последовательности действий и ссылки на
Интернет-ресурсы, которые позволяют более эффективно организовать работу над
веб-квестом. Выполнив все задания, учащиеся смогут успешно подготовить итоговую
работу. На этапе «оценивания» учитель озвучивает описание критериев оценки
выполнения веб-квеста, которое дается в виде бланка оценки. Возможен вариант
самооценки, учащиеся посещают блог веб-квеста и оценивают работы друг друга. В
«заключении» учащиеся в группах обсуждают представленные проекты. Учитель
вручает авторам презентаций заполненную таблицу с баллами.
В заключении
хочется отметить, что использование новейших информационных квест-технологий в
ходе проведения учебных занятий, имеет большое значение, поскольку современный
учащийся, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов» и
первоочередная задача педагога – вовлечь его в учебный процесс, в учебную и
творческую деятельность, дать возможность реализации его способностей, активно
используя данные технологии.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Воробьёв, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной
компетенции. / [Электронный ресурс]. / Г. А. Воробьёв – Режим
доступа: https://www.dissercat.com/content/veb-kvest-tekhnologii-v-obucheniisotsiokulturnoi-kompetentsii-angliiskii-yazyk-lingvistiche/
(дата обращения 16.10.2021)
2. Веб-квесты на
уроках иностранного языка. / [Электронный ресурс]. / – Режим доступа: https://annapal.jimdofree.com/ (дата обращения
16.10.2021)
3.
Горбунова, Т. С. Применение аудиовизуальных средств обучения
иностранному языку в неязыковом вузе / Т. С. Горбунова,
А. В. Фахрутдинова // Ученые записки Казанской государственной
академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. – 2014. – Т. 218. –
№ 2. – С. 64–69.
Актуальная информация доступным языком. Спасибо!
ОтветитьУдалить