Рочняк А. В.
Рочняк А. В.
(г. Горловка, ДНР)
Характеристика уровня социокультурной коммуникабельности будущих преподавателей иностранных языков
Социокультурная
коммуникабельность представляет собой способность языковыми средствами решать
коммуникативные задачи в различных социокультурных ситуациях.
Для выявления
уровня социокультурной коммуникабельности будущих преподавателей иностранных языков,
а именно, студентов младших курсов ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных
языков» в 2016-2021 гг. использовался
целый ряд диагностического инструментария, в частности, метод целенаправленного
педагогического наблюдения и ряд психодиагностических методик («Оценка уровня
общительности» В. Ф. Ряховского [3, c. 281]; «Методика
диагностики эмпатии» И. М. Юсупова [3, c. 277]; «Тест оценки
коммуникативных умений» [1, c. 50], «Методика
выявления коммуникативных и организаторских склонностей»
Б. А. Федоришина [2, c. 581]).
В процессе целенаправленного
педагогического наблюдения за ходом учебного занятия и поведением студентов
регистрировались умение сделать правильный выбор вербального и невербального
поведения в соответствии с ситуацией общения, владение особенностями
официального, нейтрального и неофициального регистров общения, а также владение
основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания
применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место,
цели и условия взаимодействия). Согласно полученным результатам в среднем чуть
больше 10% студентов имеют высокий уровень владения способами вербального и
невербального общения в различных социокультурных контекстах, около трети –
средний уровень, большая же часть характеризуется низкими показателями. Данный
факт говорит о том, что у подавляющего большинства студентов слабо развиты
практические умения позитивного общения со сверстниками и взрослыми в ситуациях
реального и педагогически моделированного общения. Причем следует отметить
интересную закономерность, что от года к году этот показатель уменьшается, на
что обращают внимание не только педагоги, но и другие студенты, в частности,
активные участники институтского проекта студенческого кураторства, которые
отмечают значительное снижение уровня внеаудиторной активности, нежелание
младшекурсников общаться в живую с товарищами по учебе (особенно в больших
группах), предпочтение решать возникающие вопросы в пространстве таких
социальных сетей как ВКонтакте, Фейсбук, Телеграмм, Инстаграм.
Анализ
результатов исследования уровня общительности будущих преподавателей
иностранных языков, полученных
по методике В. Ф. Ряховского, отчасти подтвердил данные целенаправленного
педагогического наблюдения и показал, что уровень
«низкий» отмечен приблизительно у четверти испытуемых, средний уровень имеют
около половины студентов. Обратим внимание, что в среднем показатель
уровня общительности респондентов несколько выше, чем уровень социокультурной
коммуникабельности по результатам целенаправленного педагогического наблюдения.
Иначе говоря, большинство будущих преподавателей иностранных языков (чуть
больше 60%) являются достаточно общительными или очень общительными людьми.
Вместе с тем высокий уровень коммуникабельности не является достаточным
основанием для эффективного общения с другими людьми. В процессе
профессионального обучения педагогов у них необходимо формировать умения
устанавливать и поддерживать такой уровень общения со всеми участниками
образовательного процесса, который обеспечивает эффективность их деятельности.
Анализ результатов
исследования способности к эмпатии по методике И. М. Юсупова показал, что низкий, как впрочем и высокий, уровень эмпатии
имеют менее 10% студентов, т.е. подавляющее большинство будущих педагогов не
являются «черствыми» людьми, но в то же время не относятся к числу особо
эмоционально отзывчивых лиц. В межличностных отношениях они скорее склонны
судить о людях по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в
общении внимательны, но при излишнем проявлении чувств собеседника (в первую
очередь негативных) нередко теряют терпение.
Тест оценки коммуникативных
умений дал следующие результаты: чуть более 1% студентов имеют высокий уровень
коммуникативных умений, они внимательны, терпеливы в общении, умеют слушать
собеседника. У более 90% испытуемых обнаружен средний уровень коммуникативных
умений: во время беседы они иногда раздражаются, отказывают партнеру в полном
внимании; им присущи такие недостатки в общении, как излишняя критичность по
отношению к собеседнику, поспешные выводы, неискренность, монополизация
разговора. Приблизительно 5% студентов имеют низкий уровень коммуникативных
умений, им необходимо работать над собой и учиться слушать. Сравнительный
анализ этих данных с результатами изучения уровня общительности студентов
показал, что уровень коммуникативных умений будущих преподавателей иностранных
языков в целом ниже, чем уровень коммуникабельности.
Исследование коммуникативных
и организаторских склонностей с помощью методики Б. А. Федоришина
показало, что низкий уровень коммуникативных склонностей имеют около четверти,
а низкий уровень организаторских склонностей – более трети студентов. Они не
стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, испытывают
трудности в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой
ситуации, не отстаивают свое мнение, предпочитают проводить время наедине с
собой, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать
проявления самостоятельных решений и инициативы.
Средний уровень проявления
коммуникативных склонностей имеют около половины студентов, чуть менее половины
– средний уровень проявления организаторских склонностей. Они стремятся к
контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое
мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается
высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей планомерной
работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских
склонностей.
Высокий уровень
коммуникативных и организаторских склонностей обнаружен приблизительно у одной
пятой испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей,
стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют
инициативу в общении, принимают участие в организации общественных мероприятий,
способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Они могут внести
оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия,
настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела,
которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской
деятельности.
Нередко у одного и того же
испытуемого значительно отличались уровни коммуникативных и организаторских
склонностей. Это означает, что среднестатистический студент в выборке более
склонен к непосредственному общению с другими людьми, чем к организации разных
дел и мероприятий.
Таким образом,
результаты работы по определению уровня социокультурной коммуникабельности
будущих преподавателей иностранных языков говорят о том, что он (уровень)
недостаточно высокий, точнее даже низкий для будущих педагогов, которым
предстоит воспитывать и обучать наших детей в поликультурной среде. Причем
особенно интересен момент, что на протяжении 5 лет согласно цифровым
показателям исследований данный уровень снижается.
Литература
1.
Психологические тесты: в 2 ч. / ред. А. А. Карелин. – М. : ВЛАДОС,
1999. – Ч. 2. – 247 c.
2. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика:
методики и тесты / Д. Я. Райгородский. – Самара : Изд. дом «БАХРАХ»,
1998. – 667 с.
3.
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. /
Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 384 с.
Спасибо за наблюдение! Да, уровень социокультурной коммуникабельности у современных студентов может быть действительно недостаточно высок, но они также одни из самых перенапряженных, стрессирующих поколений студентов. Возможно сниженная общительность связана с тем, что слишком много информации поступает нам ежедневно, интернет, учеба, вся наша жизнь связана с электричеством, мы как на привязи. Если раньше студент в свободное время встречался с товарищами по учебе, - в частности, еще и для того, чтобы поговорить о том о сем, - то сегодня и времени не хватает, да и есть возможность развлечь себя по другому. Это пагубно влияет на умение адаптироваться в компании других людей, ведет к трудностям с умением выразить себя и донести мысль, это имеет причины. Застенчивость, попросту стеснение, нежелание помешать кому-нибудь . Это пока не страшно. Другое дело когда начинает проявляться агрессия и прочие негативные проявления, буллинг, сплетни - это уже опасно. Нужно следить чтобы "безопасная" некоммуникабельность не перешла в свою злую стадию. А грани там тонкие. Поэтому нам всем нужно уметь общаться. Честно. Без лишней критики или лести. Уважая и не пользуясь другими. Я верю, что ситуация со временем улучшится.
ОтветитьУдалить