Рочняк А. В.

Рочняк А. В.

(г. Горловка, ДНР)

Характеристика уровня социокультурной коммуникабельности будущих преподавателей иностранных языков

Социокультурная коммуникабельность представляет собой способность языковыми средствами решать коммуникативные задачи в различных социокультурных ситуациях.

Для выявления уровня социокультурной коммуникабельности будущих преподавателей иностранных языков, а именно, студентов младших курсов ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков»  в 2016-2021 гг. использовался целый ряд диагностического инструментария, в частности, метод целенаправленного педагогического наблюдения и ряд психодиагностических методик («Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского [3, c. 281]; «Методика диагностики эмпатии» И. М. Юсупова [3, c. 277]; «Тест оценки коммуникативных умений» [1, c. 50], «Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей» Б. А. Федоришина [2, c. 581]).

В процессе целенаправленного педагогического наблюдения за ходом учебного занятия и поведением студентов регистрировались умение сделать правильный выбор вербального и невербального поведения в соответствии с ситуацией общения, владение особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения, а также владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия). Согласно полученным результатам в среднем чуть больше 10% студентов имеют высокий уровень владения способами вербального и невербального общения в различных социокультурных контекстах, около трети – средний уровень, большая же часть характеризуется низкими показателями. Данный факт говорит о том, что у подавляющего большинства студентов слабо развиты практические умения позитивного общения со сверстниками и взрослыми в ситуациях реального и педагогически моделированного общения. Причем следует отметить интересную закономерность, что от года к году этот показатель уменьшается, на что обращают внимание не только педагоги, но и другие студенты, в частности, активные участники институтского проекта студенческого кураторства, которые отмечают значительное снижение уровня внеаудиторной активности, нежелание младшекурсников общаться в живую с товарищами по учебе (особенно в больших группах), предпочтение решать возникающие вопросы в пространстве таких социальных сетей как ВКонтакте, Фейсбук, Телеграмм, Инстаграм.

Анализ результатов исследования уровня общительности будущих преподавателей иностранных языков, полученных по методике В. Ф. Ряховского, отчасти подтвердил данные целенаправленного педагогического наблюдения и показал, что уровень «низкий» отмечен приблизительно у четверти испытуемых, средний уровень имеют около половины студентов. Обратим внимание, что в среднем показатель уровня общительности респондентов несколько выше, чем уровень социокультурной коммуникабельности по результатам целенаправленного педагогического наблюдения. Иначе говоря, большинство будущих преподавателей иностранных языков (чуть больше 60%) являются достаточно общительными или очень общительными людьми. Вместе с тем высокий уровень коммуникабельности не является достаточным основанием для эффективного общения с другими людьми. В процессе профессионального обучения педагогов у них необходимо формировать умения устанавливать и поддерживать такой уровень общения со всеми участниками образовательного процесса, который обеспечивает эффективность их деятельности.

Анализ результатов исследования способности к эмпатии по методике И. М. Юсупова показал, что низкий, как впрочем и высокий, уровень эмпатии имеют менее 10% студентов, т.е. подавляющее большинство будущих педагогов не являются «черствыми» людьми, но в то же время не относятся к числу особо эмоционально отзывчивых лиц. В межличностных отношениях они скорее склонны судить о людях по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, но при излишнем проявлении чувств собеседника (в первую очередь негативных) нередко теряют терпение.

Тест оценки коммуникативных умений дал следующие результаты: чуть более 1% студентов имеют высокий уровень коммуникативных умений, они внимательны, терпеливы в общении, умеют слушать собеседника. У более 90% испытуемых обнаружен средний уровень коммуникативных умений: во время беседы они иногда раздражаются, отказывают партнеру в полном внимании; им присущи такие недостатки в общении, как излишняя критичность по отношению к собеседнику, поспешные выводы, неискренность, монополизация разговора. Приблизительно 5% студентов имеют низкий уровень коммуникативных умений, им необходимо работать над собой и учиться слушать. Сравнительный анализ этих данных с результатами изучения уровня общительности студентов показал, что уровень коммуникативных умений будущих преподавателей иностранных языков в целом ниже, чем уровень коммуникабельности.

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью методики Б. А. Федоришина показало, что низкий уровень коммуникативных склонностей имеют около четверти, а низкий уровень организаторских склонностей – более трети студентов. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, испытывают трудности в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, предпочитают проводить время наедине с собой, тяжело переживают обиды. Во многих делах они предпочитают избегать проявления самостоятельных решений и инициативы.

Средний уровень проявления коммуникативных склонностей имеют около половины студентов, чуть менее половины – средний уровень проявления организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.

Высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей обнаружен приблизительно у одной пятой испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Нередко у одного и того же испытуемого значительно отличались уровни коммуникативных и организаторских склонностей. Это означает, что среднестатистический студент в выборке более склонен к непосредственному общению с другими людьми, чем к организации разных дел и мероприятий.

Таким образом, результаты работы по определению уровня социокультурной коммуникабельности будущих преподавателей иностранных языков говорят о том, что он (уровень) недостаточно высокий, точнее даже низкий для будущих педагогов, которым предстоит воспитывать и обучать наших детей в поликультурной среде. Причем особенно интересен момент, что на протяжении 5 лет согласно цифровым показателям исследований данный уровень снижается.

 

Литература

1. Психологические тесты: в 2 ч. / ред. А. А. Карелин. – М. : ВЛАДОС, 1999. – Ч. 2. – 247 c.

2. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Д. Я. Райгородский. – Самара : Изд. дом «БАХРАХ», 1998. – 667 с.

3. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1996. – 384 с.

Комментарии

  1. Спасибо за наблюдение! Да, уровень социокультурной коммуникабельности у современных студентов может быть действительно недостаточно высок, но они также одни из самых перенапряженных, стрессирующих поколений студентов. Возможно сниженная общительность связана с тем, что слишком много информации поступает нам ежедневно, интернет, учеба, вся наша жизнь связана с электричеством, мы как на привязи. Если раньше студент в свободное время встречался с товарищами по учебе, - в частности, еще и для того, чтобы поговорить о том о сем, - то сегодня и времени не хватает, да и есть возможность развлечь себя по другому. Это пагубно влияет на умение адаптироваться в компании других людей, ведет к трудностям с умением выразить себя и донести мысль, это имеет причины. Застенчивость, попросту стеснение, нежелание помешать кому-нибудь . Это пока не страшно. Другое дело когда начинает проявляться агрессия и прочие негативные проявления, буллинг, сплетни - это уже опасно. Нужно следить чтобы "безопасная" некоммуникабельность не перешла в свою злую стадию. А грани там тонкие. Поэтому нам всем нужно уметь общаться. Честно. Без лишней критики или лести. Уважая и не пользуясь другими. Я верю, что ситуация со временем улучшится.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога