Громова Р. В.

Громова Р. В.

(г. Донецк, ДНР) 

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Общеизвестно, что педагогическая психология очень тесно связана с возрастной психологией. Педагогическая и возрастная психология в своих исследованиях основываются на теориях общей психологии, которая раскрывает базовые психологические законы, изучает психические процессы, состояния и психологические особенности человека. Отметим, что педагогическая психология связана с тем, как студенты учатся и развиваются, часто фокусируясь на таких подгруппах, как одаренные дети и дети с ограниченными возможностями. Чтобы глубже понять педагогическую психологию, следует должным образом изучить ее взаимосвязь с другими дисциплинами.

Для лучшего понимания способностей учащихся каждый учитель должен быть знаком с его отличительными чертами, индивидуальностью не только в зрелом возрасте, но и в детстве. Для этого педагогическая психология разрабатывает и применяет теории человеческого развития. Они весьма важны, так как их основная цель – изучить все изменения в умственных способностях и моральные рассуждения о природе знаний. Организуя учебный процесс, педагогу следует применять образовательный принцип, обращая внимание на психологические аспекты обучения и адаптируя материал и метод обучения к развитию учащихся. С. Харджоно пришел к выводу, что при организации работы и, особенно, при подаче материала преподаватель должен использовать теорию общей психологии, возрастную психологию и личностную.

В процессе образования выделяются два основных аспекта – обучение и воспитание, которые тесно взаимосвязаны между собой. Целью образования является развитие личности ученика. Обучение должно давать больше знаний, улучшая навыки и способности учащихся. Для успешного обучения и воспитания педагог должен правильно понимать стадию развития учеником обоих этих двух аспектов, чтобы продвигать его в овладении иностранным языком. Это следует учитывать при выборе подходов во время работы, при подборе упражнений и текстов.

Процесс повышения интеллекта преподавателя представляет большую важность и делится на четыре этапа: 1) учитель представляет и объясняет новый материал; 2) учитель убеждается, что новый материал действительно усвоен учениками; 3) учитель обучает учеников, как воспроизводить материал самостоятельно; 4) учитель обучает учащихся активному и творческому использованию материала.

Следующим шагом в успешном процессе овладения языком является внимание учащихся. Для лучшего изложения материала и его усвоения студентами, преподаватель должен быть знаком с теорией психологии, связанной с процессом направления внимания и процессом усвоения материала конкретного урока. Кроме того, для каждого учителя также важно концентрировать внимание учеников. Для этого используются различные методики обучения и использование ранее невиданного наглядного пособия в нужное время очень помогает. Например, картина или другой предмет, находящийся перед классом в начале урока, не дадут положительного эффекта, так как их ученики уже видели и их внимание не будет концентрироваться на данных вещах в надлежащий момент. Следовательно, использование визуальной помощи не в точное время даст, скорее всего, негативный эффект.

Также хочется отметить зависимость внимания студентов от интереса к изучаемому материалу. Задача каждого учителя – повысить интерес к излагаемой программе. Для этого же педагогу необходимо заранее знать психологическое состояние учащихся. Интерес может быть вызван двумя факторами: мотивацией к получению знаний и положительным эмоциональным отношением к чему-либо. Было замечено, что заинтересованность всегда проявляется с практической и эффективной деятельностью, а мотивация к получению знаний может появиться, если учащиеся понимают изучаемый материал и могут его усвоить. Не менее важными факторами в данном процессе являются личность учителя, его отношение к ученикам, манера изложения материала и его умение найти подход к обучающимся. Студенты могут иметь большое желание выучить иностранный язык и начать говорить на нем как можно быстрее, однако иногда их интерес очень низок, поскольку они не видят результат того, что изучают. С. Харджоно считает, что у обучающихся должно быть два типа понимания: общее и конкретное. Если учащиеся имеют лишь общее понимание, то их знания будут поверхностными, и, наоборот, если учащиеся получат только конкретное понимание, они получат только некоторые знания. Например: учитель произносит сложное предложение на иностранном языке. Если преподаватель дает свой перевод, ученики понимают предложение в целом, поскольку не понимают фраз и структур. Напротив, если учитель просит студентов обращать внимание только на определенные вещи, такие как значение слов, использование грамматических конструкций и т. п., они не поймут предложение целиком. Это означает, что педагог должен стараться брать во внимание оба эти понимания при представлении материала, дабы дать возможность обучающимся получить результат от того, что они изучают [1].

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обучение иностранным языкам будет более эффективным, если будет основано не только на базовых принципах педагогики, но и на применении принципов психологии, поскольку все виды обучения относятся к ментальным аспектам.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клюева, Н. В. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / Н. В. Клюева. – 2003. – Режим доступа: https://all.alleng.org/d/psy/psy187.htm (дата обращения: 26.10.2021).

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога