Башмаков А. А.

 

Башмаков А. А.

Научный руководитель: канд. пед. наук, ст. преп. Сеничкина О. А.

(г. Санкт-Петербург, РФ)

 

КЛЮЧЕВЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 

Учитывая то, что методика обучения профессионально-ориентированному чтению развивается вместе с обществом, ставящим перед ней различные задачи через, особую значимость для формирования рецептивных и продуктивных навыков и умений приобретают модели обучения. В контексте развития дисплейной коммуникации возникает необходимость выявления актуальных моделей обучения чтению будущих юристов, нацеленных на развитие читательской компетентности цифрового пользователя. Последняя в контексте дисплейной коммуникации подразумевает наличие базовых умений и умений технического плана, позволяющих не только осуществлять информационный поиск и оценку электронных источников, но и производить смысловую обработку информации согласно виду текста и коммуникативной цели чтения [1]. Статья продолжает серию статей по профессионально-ориентированному иноязычному чтению будущих юристов, в которых затрагивались вопросы критериев отбора текстов для разработки заданий [2], содержания понятия «профессионально-ориентированное чтение» [3] и его толкования как «самостоятельного вида речевой деятельности, 1) определяемого конкретной коммуникативной целью, 2) подразумевающего наличие автоматизированных действий и мыслительных операций), 3) обусловленного профессиональными нуждами будущих юристов, результат которой проявляется в информативной поисковой деятельности (информативном поиске), присвоении и последующем обмене полученными знаниями и опытом в профессиональной области (права) с учетом междисциплинарных связей; 4) приобретающего в связи с развитием электронной коммуникации новые информационные возможности и формы в электронной образовательной среде вуза (в форме электронных текстов профессиональной направленности) и позволяющего удовлетворять информационные потребности цифровых пользователей [3].

Данная статья ставит целью – выявить ключевые модели обучения профессионально-ориентированному чтению будущих юристов профессионально-ориентированному чтению. Анализ имеющихся источников по изучаемой проблеме позволил заключить, что на сегодняшний день в рамках методики обучения иностранным языкам сохраняют актуальность две ключевые модели обучения чтению – восходящая и нисходящая. Первая модель рассматривает чтение иноязычного текста как разворачивающийся процесс декодирования поступающей информации «снизу», т.е. от распознавания графем – к словам, от слов – к предложениям, от предложений – к сверхфразовым единствам и к пониманию текста в целом [4]. Обучение профессионально-ориентированному чтению будущих юристов при такой модели представляется целесообразным, т.к. читательская деятельность ведется по структуре изучаемого текста. Вторая модель построена на концепции нисходящего восприятия прочитанного, в соответствии с которой процесс понимания и переработки информации происходит от общих фоновых знаний читающего к распознаванию лексико-грамматических форм. Учитывая то, что чтение «сверху – вниз» предполагает чтение текста отрывками, особое значение при обучении профессионально-ориентированному чтению приобретает алгоритм обучения чтению, включающий: 1) формирование общего представления о тексте по специальности, 2) появление обусловленных фоновыми знаниями и опытом речевого общения студента возможных гипотез относительно содержания, 3) подтверждение / опровержение гипотез. Подобная модель представляется эффективной в ходе обучения профессионально-ориентированному чтению, т.к. подходит для зрелого чтеца, функциональные речевые механизмы которого отличаются автоматизированностью. На наш взгляд, современный взгляд на процесс профессионально-ориентированного чтения получает сегодня интегративная модель, объединяющая в себе черты двух моделей, которые взаимодополняют друг друга. В рамках данной модели, обучение профессионально-ориентированному чтению, наряду с формированием языковых навыков и речевых умений, подразумевает развитие тактик чтения, которые включают: извлечение основной информации (референтное чтение); выборочное чтение с извлечением информации двух видов: конкретной информации (референтное чтение) и информации о полезности текста; полное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла (информативное чтение).

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмакова, Н. И. Профессиональная подготовка специалистов для судебной системы: опыт применения технологии планомерно-поэтапного формирования умственных действий при обучении иноязычной речи / Н. И.  Башмакова // Высшее образование сегодня. – 2018. – № 8. – С. 24–27.

2. Башмаков, А. А. Роль профессионально-ориентированного чтения в обучении английскому языку студентов-юристов / А. А. Башмаков // Филология и лингводидактика в современном научном и образовательном пространстве: сборник докладов участников Национальной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Брянск, Брянская область, 14-15 апреля 2021 г.) / Под ред. А. В. Шаравина – Брянск : РИСО БГУ, 2021. – 798 с.

3. Башмаков, А. А. Проблема учебного текста в обучении профессионально-ориентированному англоязычному чтению студентов-юристов / А. А. Башмаков // Актуальные исследования языка и культуры: теоретические и прикладные аспекты: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 09 апр. 2021 г. / отв. ред. Е. А. Денисова. – СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021. – 750 с.

4.  Мильруд, Р. П. Теория и практика преподавания английского языка / Р. П. Мильруд. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. – 287 с.

Комментарии

  1. Спасибо за доклад. Важна именно практическая направленность полученных результатов исследования.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога