Чумарова А. М., Григорьева Е. Н.
Чумарова А. М., Григорьева Е. Н.
(г. Чебоксары, РФ)
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ
ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В
настоящее время лингвострановедческий подход играет доминирующую роль в
процессе обучения иностранному языку. На занятиях по иностранному языку ученики
должны не только усваивать знания и умения путем запоминания, повторения и
воспроизведения, но и формировать коммуникативную культуру учащихся, ознакомить
их с культурой и историей страны изучаемого языка.
Впервые
термин «лингвострановедение» было введено Е. М. Верещагиным и
В. Г. Костомаровым. Они определяют «лингвострановедение» как способ
организации изучения языка, благодаря которой школьники знакомятся с настоящим
и прошлым народа, с его национальной культурой через посредство языка и в
процессе овладения им [1, с. 81].
Выделяют
следующие ведущие задачи лингвострановедения для достижения поставленной цели:
Во-первых,
изучение реалий, а именно слов, обозначающих различные предметы и явления,
которые характерны для одной культуры, но отсутствуют в другой.
Во-вторых,
изучение фоновой лексики – слов, которые обозначают различные предметы и
явления, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но различающихся
определенными национальными особенностями функционирования, формы,
предназначения.
В-третьих,
изучение коннотативной лексики – слов, которые совпадают по основному значению,
но имеют различные ассоциации в зависимости от культурно-исторических
особенностей языкового ареала.
На
сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт
устанавливает, что обучение иностранным языкам должно обеспечить «приобщение к
культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и
достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи
между овладением иностранными языками и личностным, социальным и
профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции
(говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной
социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в
соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами
речевого этикета» [3].
В
связи с целью, выделяются следующие задачи лингвострановедения [4, с. 12]:
1. Ознакомить
студентов с необходимыми сведениями о жизни и культуре народа, который говорит
на данном языке, и включить эти сведения в процесс коммуникации.
2. Способствовать
аккультурации учащегося, т.е. способствовать восприятию человеком, выросшим в
одной национальной культуре, полностью или частично особенностей, норм,
традиций чужой культуры.
3. Осуществить
в учебном процессе способ вторичного (филологического) познания
действительности, так как язык является важнейшим средством познания мира,
образования мировоззрения народа, его менталитета.
4. Способствовать
приобретению учащимися нового способа мышления. Различия в языке разных культур
в большинстве случаев отражают различия в способах мышления их представителей.
Изучая иностранный язык, учащиеся усваивают способ мышления, характерный для
представителей чужой культуры, и начинают формировать свои мысли на иностранном
языке без перевода их с родного языка.
5. Сформировать
позитивное отношение учащихся к стране и культуре изучаемого языка, научить их
уважать нормы, ценности, традиции других народов.
Таким образом, в
современном мире лингвострановедческий подход позволяет расширить кругозор
учащихся и знания о стране изучаемого языка, также лингвострановедение
формирует мотивацию и стремление для дальнейшего изучения иностранных языков.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Костюченко, М. В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному
языку [Электронный ресурс] / М. В. Костюченко. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostranovedcheskiy-podhod-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения:
25.10.2021).
2.
Левченко, О. Ю. Некоторые особенности современного урока иностранного
языка [Электронный ресурс] / О. Ю. Левченко. – 2019. – Режим доступа
: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-sovremennogo-uroka-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения:
25.10.2021).
3.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/113:0 (дата обращения: 25.10.2021).
4.
Фомина, Т. Г. Язык и национальная культура. Лингвострановедение : учебное
пособие [Электронный ресурс] / Т. Г. Фомина. – 2011. – Режим
доступа : https://kpfu.ru/staff_files/F667330304/%CB%E8%ED%E3%E2%EE%F1%F2%F0%E0%ED%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5.doc (дата обращения: 25.10.2021).
Как много интересного, благодарю!
ОтветитьУдалить