Чумарова А. М., Григорьева Е. Н.

 Чумарова А. М., Григорьева Е. Н.

 (г. Чебоксары, РФ) 

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 

В настоящее время лингвострановедческий подход играет доминирующую роль в процессе обучения иностранному языку. На занятиях по иностранному языку ученики должны не только усваивать знания и умения путем запоминания, повторения и воспроизведения, но и формировать коммуникативную культуру учащихся, ознакомить их с культурой и историей страны изучаемого языка.

Впервые термин «лингвострановедение» было введено Е. М. Верещагиным и В. Г. Костомаровым. Они определяют «лингвострановедение» как способ организации изучения языка, благодаря которой школьники знакомятся с настоящим и прошлым народа, с его национальной культурой через посредство языка и в процессе овладения им [1, с. 81].

Выделяют следующие ведущие задачи лингвострановедения для достижения поставленной цели:

Во-первых, изучение реалий, а именно слов, обозначающих различные предметы и явления, которые характерны для одной культуры, но отсутствуют в другой.

Во-вторых, изучение фоновой лексики – слов, которые обозначают различные предметы и явления, имеющих аналоги в сопоставляемых культурах, но различающихся определенными национальными особенностями функционирования, формы, предназначения.

В-третьих, изучение коннотативной лексики – слов, которые совпадают по основному значению, но имеют различные ассоциации в зависимости от культурно-исторических особенностей языкового ареала.

На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает, что обучение иностранным языкам должно обеспечить «приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета» [3].

В связи с целью, выделяются следующие задачи лингвострановедения [4, с. 12]:

1. Ознакомить студентов с необходимыми сведениями о жизни и культуре народа, который говорит на данном языке, и включить эти сведения в процесс коммуникации.

2. Способствовать аккультурации учащегося, т.е. способствовать восприятию человеком, выросшим в одной национальной культуре, полностью или частично особенностей, норм, традиций чужой культуры.

3. Осуществить в учебном процессе способ вторичного (филологического) познания действительности, так как язык является важнейшим средством познания мира, образования мировоззрения народа, его менталитета.

4. Способствовать приобретению учащимися нового способа мышления. Различия в языке разных культур в большинстве случаев отражают различия в способах мышления их представителей. Изучая иностранный язык, учащиеся усваивают способ мышления, характерный для представителей чужой культуры, и начинают формировать свои мысли на иностранном языке без перевода их с родного языка.

5. Сформировать позитивное отношение учащихся к стране и культуре изучаемого языка, научить их уважать нормы, ценности, традиции других народов.

Таким образом, в современном мире лингвострановедческий подход позволяет расширить кругозор учащихся и знания о стране изучаемого языка, также лингвострановедение формирует мотивацию и стремление для дальнейшего изучения иностранных языков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Костюченко, М. В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку [Электронный ресурс] / М. В. Костюченко. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostranovedcheskiy-podhod-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku/viewer (дата обращения: 25.10.2021).

2. Левченко, О. Ю. Некоторые особенности современного урока иностранного языка [Электронный ресурс] / О. Ю. Левченко. – 2019. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-sovremennogo-uroka-inostrannogo-yazyka/viewer (дата обращения: 25.10.2021).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ivo.garant.ru/#/document/55170507/paragraph/113:0 (дата обращения: 25.10.2021).

4. Фомина, Т. Г. Язык и национальная культура. Лингвострановедение : учебное пособие [Электронный ресурс] / Т. Г. Фомина. – 2011. – Режим доступа : https://kpfu.ru/staff_files/F667330304/%CB%E8%ED%E3%E2%EE%F1%F2%F0%E0%ED%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5.doc (дата обращения: 25.10.2021).

Комментарии

  1. Маша Стрельникова4 декабря 2021 г. в 11:26

    Как много интересного, благодарю!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога