Авксентьева А. М.
Авксентьева А. М.
(г. Горловка, ДНР)
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ В
ЗАГОЛОВОЧНЫХ КОМПЛЕКСАХ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
Как известно,
заголовок, включенный в заголовочный комплекс наряду с рубрикой, надзаголовком,
подзаголовком, лидом, представляет собой первый
элемент текстовой публикации, который неразрывно с ней связан, и дает первичное
представление о ее теме и содержании предлагаемого текста. Он направлен на привлечение
внимания читателей и обладает такими характеристиками как лаконичность,
содержательность, эмоциональность, экспрессивность. Для придания
заголовкам структурной
компактности, информативности, убедительности и логичности используются различные
лексические, грамматические, синтаксические и стилистические средства,
рассмотрение которых является, на
наш взгляд,
актуальным. Вопрос использования различных
синтаксических структур и конструкций в составе заголовочных комплексов представляется нам недостаточно изученным и
требующим детального рассмотрения. Целью данного исследования является анализ
синтаксических особенностей заголовочных комплексов современных
информационно-новостных интернет-изданий. Материалом
исследования послужили заголовки и заголовочные комплексы интернет-версии
ежедневного издания «Российская
газета».
Согласно мнению
А. С. Подчасова, потенциальные возможности заголовка зависят от его
синтаксической структуры [Подчасов, 2001, с.
5]. В научной литературе представлено несколько классификаций, посвященных
особенностям синтаксических структур, используемых в позиции заголовка. В нашем
исследования мы опираемся на структурную типологию заголовков, предложенную
А. С. Поповым, который различает следующие его типы: 1) номинативные,
2) предикативные (глагольные), которые реализуют номинативную и
информативную функции, 3) побудительные, направленные на актуализацию
воздействующей функции. Рассмотрим эту типологию применительно к нашему
материалу исследования.
Номинативный
заголовок представляет собой номинативное предложение. В словаре
лингвистических терминов под редакцией О. С. Ахмановой номинативное
предложение определяется как «односоставное предложение, в котором сказуемое
выражается именительным падежом существительного или количественно-именным
сочетанием» [Ахманова, 1969, с. 270]. Следует отметить, что односоставные
заголовки, представленные только одним именем
существительным в именительном падеже, нами не были выявлены. Этот факт позволяет предположить, что данная модель заголовка
нетипична для информационно-новостных русскоязычных текстов, так как она
не обладает информационной насыщенностью.
В
заголовках анализируемого интернет-издания последовательно используются
заголовки-именные словосочетания. Данные конструкции – это два имени
существительных или существительное и прилагательное: «Сельский туризм» («Российская
Газета», 30 мая 2021). Использование таких заголовков позволяет кратко и
лаконично проинформировать читателя о теме статьи.
Предикативный, или глагольный заголовок, выраженный полным двусоставным
предложением, является более характерной структурой для русскоязычных
публикаций. Он позволяет в полном объёме описать ситуацию, ставшую предметом
новости. В качестве примеров,
содержащих подобную синтаксическую структуру, рассмотрим следующий пример: «Цифра приносит
плоды» («Российская Газета», 30 мая
2021). Следует отметить, что
такой тип заголовков представлен глаголами изъявительного наклонения настоящего
времени третьего лица единственного или множественного числа. Данная
конструкция не только обеспечивает реальность сообщаемой информации, но,
называя события, подчеркивает их актуальность, которая не утрачена к моменту
создания публикации. В свою очередь, сложные предложения
реже используются в качестве заголовка. Они употребляются в тех случаях, когда
необходимая информация, выносимая автором в заголовок, не укладывается в рамки
монопредикативной конструкции. Например: «Власти
Оклахомы установили премию в 3 млн долларов тому, кто поймает йети» («Российская Газета», 30 мая 2021).
Как было сказано
выше, в составе заголовочных комплектов используются конструкции побудительного
характера. А. С. Попов называет эти заголовки побудительными и
отмечает, что «высокой степенью выразительности обладают также заголовки,
имеющие форму побудительных предложений, а также побудительные предложения,
включающие обращения, так как эти конструкции рассчитаны на непосредственное
воздействие на читателя» [Попов, 1966, с. 97]. Например, «Алло, Европа! Там тоже дети!», «На
север!» («Российская Газета», 27
мая 2021).
Таким образом,
синтаксическая структура заголовков представлена односоставными именными предложениями,
которые кратко информируют читателя о теме статьи, и полными двусоставными
предложениями, которые описывают ситуацию в полном объёме. В свою очередь, сложные предложения и последовательность
простых в составе заголовков являются менее употребляемыми, что указывает на
упрощение синтаксических конструкций в современных масс-медиа. Заголовки,
выраженные побудительными предложениями, также являются частотными и направлены
на оказание воздействия на читателя.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М., 1969.
– 608 с.
2. Подчасов,
А. С. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков : на
материале российских и британских газет второй половины 1980– 1990 годов.
Синтаксический аспект : дис. … канд. филол. наук / А. С. Подчасов. – М.,
2001. – 187 с.
3. Попов,
А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее
развитие / А. С. Попов // Разв. синтаксиса совр. рус. яз. – М., 1966.
– С. 95–126.
4. Российская
газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/
Спасибо за четкую подачу материала. Было интересно.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную информацию.
ОтветитьУдалитьСпасибо за доклад. Информативно, наглядно и актуально.
ОтветитьУдалитьОчень аккуратно!
ОтветитьУдалитьСпасибо
Актуально
ОтветитьУдалитьСпасибо