Рац А. Д.

 Рац А. Д.

Научный руководитель: канд. филол. наук, доц. Жихарева Н. А.

(г. Горловка, ДНР)

 

РОЛЬ ЗАГЛАВИЯ В РАССКАЗАХ ЖАНРА «ХОРРОР»

 

Заглавие произведений на протяжении последних десятилетий является предметом исследования многих ученых. Интерес к нему объясняется тем, что заглавие – это первый атрибут текста, который сосредотачивает в себе совокупность представлений о содержании произведения. Именно оно является первым шагом к интерпретации текста.

Различные исследователи (В. И. Тюпа, Г. А. Основина, Н. А. Веселова, Л. Л. Сауленко, И. Р. Гальперин и др.) подходят к изучению заглавия по-разному. Так, И. Р. Гальперин считал, что заглавие – «это компрессированное, нераскрытое содержание текста. Его можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания» [1].

В рамках связи заглавия с конкретными компонентами композиции текста, мы обратимся к классификации А. В. Ламзиной [2]:

1.  Первый тип – заглавия, которые отображают основную тему или проблему произведения. Например, «The Old Nurse’s story» (автор – E. Gaskell), где автор даёт представление читателю о том, что в рассказе будет описана история некой старой няни. Или пример «The Monkey’s Paw» (автор –W. W. Jacobs), где основная тема будет построена на обезьяньей лапе. Следует отметить, что эти заглавия придают атмосферу загадочности, которая присуща рассказам жанра «хоррор».

2.  Второй тип – заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. Они, в свою очередь, подразделяются на фабульные (отображен весь сюжетный ряд) и кульминационные (отображена лишь наивысшая точка развития действий). Например, «The fall of the House of Usher» (автор – E. A. Poe), где сообщается о перспективной сюжетной линии дома семьи Ашеров. Важно отметить, что название имеет отрицательную коннотацию, что заставляет читателя ожидать пессимистичный ход развития сюжета произведения. Следующий пример «Oh, Whistle and Ill come to you, my lad» (автор – M. R. James), где автор намекает на магическое свойство свистка, который будет сюжетообразующим элементом.

3.  Третий тип – персональные заглавия. Как правило, в таких названиях отдельное место отводится антропонимам, которые сообщают о главном герое. Например, «Young Goodman Brown» (автор – N. Hawthorne), «Smoke Ghost» (автор – F. Leiber).

4.  Четвертый тип – заглавия, которые обозначают время и пространство. В таких заглавиях могут быть отображены: названия времени суток, дней недели, месяцев, места действия. Например, «Legend of Sleepy Hollow» (автор – W. Irving), где заглавие нам сообщает о месте события, а именно лощине. Однако с помощью метафорического эпитета «сонная» автор сообщает о мистике, которая будет превалировать в тексте. Заголовок «Terror of Blue John Gap» (автор – A. С. Doyle), также сообщает о пространстве. Название передает состояние страха и тревоги, которое фиксирует очевидное страшное ущелье, в котором окажется герой.

Цель заглавия в коротких рассказах жанра «хоррор» состоит не только в том, чтобы установить контакт с читателем, но и привлечь его внимание, заинтересовать, произвести на него эмоциональное воздействие и создать нужную атмосферу. Авторы всегда осознанно подходят к выбору заголовка, поэтому именно с его помощью раскрывается авторский замысел, и создаются акценты, которые необходимы для состояния тревожного ожидания у читателя.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. – М.: УРСС, 2004. – 144 с.

2. Ламзина, A. B. Заглавие // Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 2000. – 100 с.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога