Емельянова Л. А.

Емельянова Л. А.

 (г. Орск, РФ) 

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современное наше общество предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Это затрагивает вопросы и раннего обучения иностранному языку. Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется потребностями общества. Не вызывает сомнений, что обучение иностранному языку детей дошкольного возраста создает прекрасные возможности для иностранного языка.

Большинство родителей задается вопросом «А когда лучше начинать обучать ребенка иностранному языку?». И сейчас это естественный и ожидаемый вопрос, поскольку знание хотя бы одного иностранного языка в наше время превратилось из желания в необходимость.

Вопросы, связанные с обучение иностранному языку детей дошкольного возраста, являются актуальными, поскольку возраст с 5-6 лет рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком (З. Я Футерман, В. С. Мухина, Е. И. Негневицкая, Н. Д. Гальскова, и др.). Этот возраст наиболее благоприятен для обучения иностранному языку в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка-дошкольника: быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка и способность к имитации.

Естественно, что неотъемлемой частью процесса обучения иностранному языку детей является знания их возрастных особенностей. Успешное преподавания обеспечивается обязательным учетом специфических черт развития в дошкольном детстве.

Согласно нашим классикам-психологам (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др.), ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в которой они воспроизводят трудовые и социальные отношения, свойственные взрослым [2,4]. По словам Л. С. Выготского: «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» [1].

В качестве доминирующего психического процесса дошкольника выступает память. Как считал Л. С. Выготский, «память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе становления». Именно в этом возрасте ребенок с особенной легкостью способен запоминать разнообразный материал.

Знание психологии дошкольника позволяет строить образовательный процесс с учетом этих особенностей. И базой образовательного процесса в дошкольном возрасте выступает интегрированное обучение [3].

Под интегративным обучением понимается объединение учебной деятельности с другими значимыми для данного возраста видами деятельности: изобразительной, музыкальной, физической, игровой и т.д. Именно такой вид обучения способствует вовлечению всех детей в познавательный процесс.

В частности, при организации обучения на занятиях английского языка можно проводить интегративные занятия с включением музыкальной деятельности (слушание и пение песен на иностранном языке, ритмические упражнения под музыку носителей языка и т.п.); изобразительной деятельности (освоение лексики в процессе рисования, аппликации, лепки); физическая активность (проведение зарядки на иностранном языке, выполнение определенных команд и т.п.). И конечно же доминирование игровой деятельности, через ее призму необходимо строить освоение иностранного языка.

Каждый вид деятельности дошкольника предоставляет в свою очередь большие возможности для усвоения специфических групп слов, которое обеспечивает в дальнейшем формирование устно-речевых умений, предоставляет детям возможность общаться на элементарном уровне при помощи изучаемого языка и дать им почувствовать собственные успехи (И. А. Зимняя).

В качестве основных задач обучения иностранному языку в дошкольном детстве можно выделить следующие:

1) формирование и развитие иноязычных фонетических навыков (ведь у дошкольника пока речевой аппарат пластичный и ещё действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно воспользоваться этим вовремя);

2) развитие навыков аудирования (понимание речи на слух);

3) развитие навыков говорения (формирование у ребенка представления об иностранном языка, как средстве общения);

4) формирование и пополнение лексического запаса.

И не стоит забывать, что для дошкольника иностранный язык это не самоцель. В силу специфики возраста обучение детей иностранному языку должно преследовать комплексную реализацию образовательной, воспитательной и развивающей целей. И конечно же, иностранный язык вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.

2. Мухина, В. С. Психология дошкольника / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1975. – 239 с.

3. Протасова, Е. Ю. Обучение иностранному языку дошкольников: (Обзор теоретических позиций) / Е. Ю. Протасова // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 1.– С. 38–42.

4. Эльконин, Д. Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б. Д. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Академия, 2005.– 144 с.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога