Соловцова Е. В.

 Соловцова Е. В.

(г. Горловка, ДНР) 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 

Приоритетным направлением современного образования является повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка, развитие умений критически мыслить, а также способности к самореализации личности в различных видах деятельности. Одним из способов достижения указанных задач является использование технологий интерактивного обучения, представляющих собой «совокупность способов целенаправленного межличностного взаимодействия педагога и студентов с целью совместного решения учебных задач, развития личностных качеств участников педагогического процесса» [1, с. 73].

Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, причем доминантной выступает коммуникативная активность студентов, а задача преподавателя заключается в создании условий для их инициативы.

Кейс-метод является интерактивным методом обучения, суть которого заключается в использовании конкретных ситуаций для совместного анализа, обсуждения и разработки решения поставленной проблемы [2, с. 48], что, в свою очередь, способствует актуализации определенного комплекса знаний, который необходимо усвоить в процессе работы над анализируемой проблемной ситуацией.

Технология работы над кейсом включает следующие этапы: 1) ознакомительный – индивидуальная самостоятельная работа с материалами кейсов (идентификация проблемы, формулировка ключевых альтернатив, предложение возможного решения); 2) исследовательский – работа в малых группах, нацеленная на согласование общего видения проблемы и ее решения; 3) презентационный – презентация и экспертиза результатов малых групп в общей дискуссии со всеми участниками [3, с. 83].

Использование кейс-метода в обучении иностранному языку позволяет повысить интерес к дисциплине, способствует развитию самостоятельности, исследовательских, коммуникативных и творческих умений, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия. Работа с кейсом также способствует активизации употребления студентами различных языковых структур и клише в рамках изучаемой темы.

Характерной особенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов реальной жизни. Кейс не предлагает проблему как таковую, участникам учебного процесса необходимо выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Роль преподавателя заключается в управлении беседой или дискуссией с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в привлечении всех студентов в процесс анализа кейса. Проблемная ситуация кейса не имеет однозначного решения; суть метода заключается в том, чтобы из большого количества альтернативных вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Указанные особенности кейс-технологии могут быть успешно реализованы в ходе преподавания дисциплины «Практика устной и письменной речи»: применение анализируемого метода направлено не только на развитие коммуникативных способностей студентов, но также может использоваться с целью совершенствования умений письменной речи, а именно как этап подготовки к написанию англоязычного аргументационного сочинения (For and Against, Opinion), поскольку в ходе работы над кейсом происходит отработка содержательного наполнения всех функционально-семантических блоков эссе указанных типов: вступления, коммуникативная цель которого состоит в ознакомлении читателя с предметом обсуждения; основной части, где автор текста приводит аргументы в пользу или с целью опровержения главной мысли сочинения; заключения как логического вывода, вытекающего из аргументов и примеров, поэтому и являющегося обобщением всего, что было изложено в основной части. Важной также является возможность отработки в процессе работы над кейсом текстовых категорий когезии и когерентности, которые в дальнейшем успешно переносятся в письменное высказывание.

Таким образом, преимуществом использования кейс-технологии в преподавании иностранного языка является возможность оптимального сочетания теории и практики, формирования коммуникативной компетенции студентов и навыков иноязычной письменной речи. Применение кейс-метода, с одной стороны, стимулирует индивидуальную активность студентов, развитие определенных личностных качеств и компетенций, формирует положительную мотивацию к обучению, а с другой, предоставляет возможность преподавателю совершенствовать собственный творческий потенциал.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Батырханова, Г. Б. Развитие критического мышления на уроках английского языка / Г. Б. Батырханова // Педагогическая наука и практика. – 2019. – №4 (26). – С. 72–76.

2. Евдокимова, М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты / М. Г. Евдокимова // Телекоммуникация и информатизация образования. – 2001. – № 4. – C. 47–57.

3. Куимова, МВ. The use of case study method in teaching English as a foreign language in technical university [Электронный ресурс] / МВКуимова // Молодой учёный. – 2010. – №1–2. – С. 82–86. – Режим доступа : https://moluch.ru/archive/13/1176 (дата обращения: 27.10.2021).

Комментарии

  1. Кейс-технология это замечательный метод обучения ИЯ! Вы абсолютно правы, и здесь действительно много преимуществ: и мотивация, и стимуляция активности, и участие в как будто "настоящей" жизненной ситуации, где не обойдешься только стандартными, общими знаниями и нужно проявить гибкость, догадку, творчество и личные качества. Более того, интересно и учителю и ученику, ведь кейс-технология позволяет импровизировать, вовлечь в ситуацию всех и к тому же успешно применять теоретический, программный материал в таких воображаемо-реальных условиях. Оптимальное сочетание теории и практики! Спасибо большое за доклад

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога