Соловцова Е. В.
Соловцова Е. В.
(г.
Горловка, ДНР)
ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Приоритетным направлением
современного образования является повышение мотивации студентов к изучению
иностранного языка, развитие умений критически мыслить, а также способности к
самореализации личности в различных видах деятельности. Одним из способов достижения
указанных задач является использование технологий интерактивного обучения,
представляющих собой «совокупность способов целенаправленного межличностного
взаимодействия педагога и студентов с целью совместного решения учебных задач,
развития личностных качеств участников педагогического процесса» [1,
с. 73].
Интерактивное педагогическое
взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его
участников, причем доминантной выступает коммуникативная активность студентов,
а задача преподавателя заключается в создании условий для их инициативы.
Кейс-метод является
интерактивным методом обучения, суть которого заключается в использовании
конкретных ситуаций для совместного анализа, обсуждения и разработки решения
поставленной проблемы [2, с. 48], что, в свою очередь, способствует
актуализации определенного комплекса знаний, который необходимо усвоить в
процессе работы над анализируемой проблемной ситуацией.
Технология работы над кейсом
включает следующие этапы: 1) ознакомительный – индивидуальная
самостоятельная работа с материалами кейсов (идентификация проблемы,
формулировка ключевых альтернатив, предложение возможного решения); 2)
исследовательский – работа в малых группах, нацеленная на согласование общего
видения проблемы и ее решения; 3) презентационный – презентация и экспертиза
результатов малых групп в общей дискуссии со всеми участниками [3, с. 83].
Использование кейс-метода в
обучении иностранному языку позволяет повысить интерес к дисциплине,
способствует развитию самостоятельности, исследовательских, коммуникативных и
творческих умений, созданию атмосферы сотрудничества и взаимодействия. Работа с
кейсом также способствует активизации употребления студентами различных
языковых структур и клише в рамках изучаемой темы.
Характерной особенностью
кейс-метода является создание проблемной ситуации на основе фактов реальной
жизни. Кейс не предлагает проблему как таковую, участникам учебного процесса
необходимо выделить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Роль преподавателя заключается в управлении беседой или дискуссией с помощью
проблемных вопросов, в контроле времени работы, в привлечении всех студентов в
процесс анализа кейса. Проблемная ситуация кейса не имеет однозначного решения;
суть метода заключается в том, чтобы из большого количества альтернативных
вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую
модель его реализации.
Указанные особенности
кейс-технологии могут быть успешно реализованы в ходе преподавания дисциплины
«Практика устной и письменной речи»: применение анализируемого метода
направлено не только на развитие коммуникативных способностей студентов, но
также может использоваться с целью совершенствования умений письменной речи, а
именно как этап подготовки к написанию англоязычного аргументационного
сочинения (For and Against, Opinion), поскольку в ходе работы над
кейсом происходит отработка содержательного наполнения всех
функционально-семантических блоков эссе указанных типов: вступления,
коммуникативная цель которого состоит в ознакомлении читателя с предметом
обсуждения; основной части, где автор текста приводит аргументы в пользу или с
целью опровержения главной мысли сочинения; заключения как логического вывода,
вытекающего из аргументов и примеров, поэтому и являющегося обобщением всего,
что было изложено в основной части. Важной также является возможность отработки
в процессе работы над кейсом текстовых категорий когезии и когерентности,
которые в дальнейшем успешно переносятся в письменное высказывание.
Таким образом, преимуществом
использования кейс-технологии в преподавании иностранного языка является
возможность оптимального сочетания теории и практики, формирования
коммуникативной компетенции студентов и навыков иноязычной письменной речи.
Применение кейс-метода, с одной стороны, стимулирует индивидуальную активность
студентов, развитие определенных личностных качеств и компетенций, формирует
положительную мотивацию к обучению, а с другой, предоставляет возможность
преподавателю совершенствовать собственный творческий потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батырханова, Г. Б.
Развитие критического мышления на уроках английского языка / Г. Б. Батырханова // Педагогическая наука и практика. – 2019. – №4
(26). – С. 72–76.
2. Евдокимова, М. Г.
Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и
педагогические аспекты / М. Г. Евдокимова //
Телекоммуникация и информатизация образования. – 2001. – № 4. – C. 47–57.
3. Куимова, М. В. The use of case study
method in teaching English as a foreign language in technical university [Электронный ресурс] / М. В. Куимова // Молодой учёный. – 2010. – №1–2. – С. 82–86.
– Режим доступа : https://moluch.ru/archive/13/1176 (дата обращения: 27.10.2021).
Кейс-технология это замечательный метод обучения ИЯ! Вы абсолютно правы, и здесь действительно много преимуществ: и мотивация, и стимуляция активности, и участие в как будто "настоящей" жизненной ситуации, где не обойдешься только стандартными, общими знаниями и нужно проявить гибкость, догадку, творчество и личные качества. Более того, интересно и учителю и ученику, ведь кейс-технология позволяет импровизировать, вовлечь в ситуацию всех и к тому же успешно применять теоретический, программный материал в таких воображаемо-реальных условиях. Оптимальное сочетание теории и практики! Спасибо большое за доклад
ОтветитьУдалить