Иванова Д. С., Григорьева Е. Н.

Иванова Д. С., Григорьева Е. Н.

(г. Чебоксары, ЧР)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АУДИРОВАНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, это восприятие и понимание речи на слух в момент ее генерирования. Оно имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение вида речевой деятельности, которое невозможно полностью автоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. Для осуществления действия общения необходимы следующие компоненты: источник (говорящий), сообщение (текст) и получатель (слушатель). В то же время общение реализовывается в определенной ситуации – слышимый текст всегда адресован определенному слушателю. Кроме того, обязательно следует определить, кто говорит и к кому он обращается.

Часто причиной нарушения общения является именно неподготовленность и несформированность навыков аудирования, так как они в значительной мере влияют на процесс коммуникации. В данном случае человек должен осознавать и воспринимать речь с различными друг от друга темпами, интонацией, также уметь замечать ошибки. Ученики, в процессе изучения иностранного языка испытывают значительную трудность со сложными синтаксическими конструкциями. В данном случае, даже самый опытный аудитор не всегда способен удержать в голове большое количество новой информации.

Рассмотрим некоторые трудности аудирования:

1. Условия восприятия. Под условиями восприятия мы имеем ввиду количество повторения звуковой информации, темп, с которым говорящий передает данную информацию. Кроме того, темп зависит от языка, на котором подается аудиоматериал.

2. Восприятие языковой формы и содержательное наполнение аудиотекста. Содержащиеся в тексте трудности языка могут отвлекать слушателя от его смысловой нагрузки. В особенности такие трудности как длина предложений, незнакомый лексический и грамматический материал.

3. Форма предъявления звукового материала. Существуют разные формы подачи аудиоматериала. Это зависит в первую очередь от опыта и подготовленности учащихся, так как ученик должен иметь знания как взаимодействовать с таким видом обучения. Кроме того, не менее важны и учебные цели и задачи, сложность текста.

4. Восприятие определенного вида речевой деятельности и типа высказывания. Существует три вида речи в зависимости от количества говорящих. Это монологическая, диалогическая и полилог. В монологической речи предполагается участие только одного лица, в диалогической – два, а полилог возникает при непосредственном общении нескольких лиц. Как показывает практика, ученикам легче воспринимать монологическую речь, так как нет необходимости перестраиваться с одного субъекта речи на другой.

5. Социокультурная составляющая обучения иностранным языкам. Каждый язык имеет свои особенности, такие как интонация, тон, фразеологические единицы и так далее. Находиться в обществе людей, говорящих на определенном языке в качестве родного, значит приобретение новых социокультурных особенностей, соответствующих данному обществу. Незнание данных особенностей может привести к недопониманию собеседника.

Далее рассмотрим механизмы аудирования и их влияние на успех обучения. В основе аудирования лежат определенные психофизиологические механизмы: восприятие, узнавание и понимание. К механизмам восприятия относят механизм внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, идентификации и антиципации. Эффект понимания зависит от успешности «внутренней имитации» слышимой речи. Благодаря внутреннему проговариванию, звуковые образы превращаются в артикуляционные и происходит «внутренняя имитация» воспринимаемого звукового отрывка. Ядром понимания является механизм осмысления, который функционирует уже на уровне актуального осознания на основе аналитико-синтетической деятельности мозга. Фундаментальными характеристиками понимания являются полнота, точность и глубина. Глубина постижения сущности воспринимаемой информации является признаком уровня понимания. Принято считать, что выделяют два основных уровня понимания: значения языковых единиц и уровень фактов и смысла (критический).

Итак, в данной статье рассмотрены психофизиологические особенности аудирования как вида речевой деятельности. Мы пришли к выводу, что аудирование представляет из себя сложный психофизиологический процесс, которому свойственны такие виды как: аудирование с пониманием основного содержания (глобальное аудирования), аудирование с полным (детальным) пониманием содержания услышанного и аудирование с выборочным пониманием содержания услышанного.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург. : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.

2. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку: (на материале русского языка как иностранного) / И. А. Зимняя. – М. : Рус.яз., 1989. – 219 с.

(г. Чебоксары, ЧР)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АУДИРОВАНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 

Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, это восприятие и понимание речи на слух в момент ее генерирования. Оно имеет свои цели, задачи, предмет и результат. Это сложное умение вида речевой деятельности, которое невозможно полностью автоматизировать, а лишь частично – на уровне узнавания фонем, слов и грамматических конструкций. Для осуществления действия общения необходимы следующие компоненты: источник (говорящий), сообщение (текст) и получатель (слушатель). В то же время общение реализовывается в определенной ситуации – слышимый текст всегда адресован определенному слушателю. Кроме того, обязательно следует определить, кто говорит и к кому он обращается.

Часто причиной нарушения общения является именно неподготовленность и несформированность навыков аудирования, так как они в значительной мере влияют на процесс коммуникации. В данном случае человек должен осознавать и воспринимать речь с различными друг от друга темпами, интонацией, также уметь замечать ошибки. Ученики, в процессе изучения иностранного языка испытывают значительную трудность со сложными синтаксическими конструкциями. В данном случае, даже самый опытный аудитор не всегда способен удержать в голове большое количество новой информации.

Рассмотрим некоторые трудности аудирования:

1. Условия восприятия. Под условиями восприятия мы имеем ввиду количество повторения звуковой информации, темп, с которым говорящий передает данную информацию. Кроме того, темп зависит от языка, на котором подается аудиоматериал.

2. Восприятие языковой формы и содержательное наполнение аудиотекста. Содержащиеся в тексте трудности языка могут отвлекать слушателя от его смысловой нагрузки. В особенности такие трудности как длина предложений, незнакомый лексический и грамматический материал.

3. Форма предъявления звукового материала. Существуют разные формы подачи аудиоматериала. Это зависит в первую очередь от опыта и подготовленности учащихся, так как ученик должен иметь знания как взаимодействовать с таким видом обучения. Кроме того, не менее важны и учебные цели и задачи, сложность текста.

4. Восприятие определенного вида речевой деятельности и типа высказывания. Существует три вида речи в зависимости от количества говорящих. Это монологическая, диалогическая и полилог. В монологической речи предполагается участие только одного лица, в диалогической – два, а полилог возникает при непосредственном общении нескольких лиц. Как показывает практика, ученикам легче воспринимать монологическую речь, так как нет необходимости перестраиваться с одного субъекта речи на другой.

5. Социокультурная составляющая обучения иностранным языкам. Каждый язык имеет свои особенности, такие как интонация, тон, фразеологические единицы и так далее. Находиться в обществе людей, говорящих на определенном языке в качестве родного, значит приобретение новых социокультурных особенностей, соответствующих данному обществу. Незнание данных особенностей может привести к недопониманию собеседника.

Далее рассмотрим механизмы аудирования и их влияние на успех обучения. В основе аудирования лежат определенные психофизиологические механизмы: восприятие, узнавание и понимание. К механизмам восприятия относят механизм внутреннего проговаривания, оперативной и долговременной памяти, идентификации и антиципации. Эффект понимания зависит от успешности «внутренней имитации» слышимой речи. Благодаря внутреннему проговариванию, звуковые образы превращаются в артикуляционные и происходит «внутренняя имитация» воспринимаемого звукового отрывка. Ядром понимания является механизм осмысления, который функционирует уже на уровне актуального осознания на основе аналитико-синтетической деятельности мозга. Фундаментальными характеристиками понимания являются полнота, точность и глубина. Глубина постижения сущности воспринимаемой информации является признаком уровня понимания. Принято считать, что выделяют два основных уровня понимания: значения языковых единиц и уровень фактов и смысла (критический).

Итак, в данной статье рассмотрены психофизиологические особенности аудирования как вида речевой деятельности. Мы пришли к выводу, что аудирование представляет из себя сложный психофизиологический процесс, которому свойственны такие виды как: аудирование с пониманием основного содержания (глобальное аудирования), аудирование с полным (детальным) пониманием содержания услышанного и аудирование с выборочным пониманием содержания услышанного.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург. : Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 104 с.

2. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку: (на материале русского языка как иностранного) / И. А. Зимняя. – М. : Рус.яз., 1989. – 219 с.

Комментарии

  1. Большое спасибо за доклад и тщательно подобранный и обработанный теоретический материал.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога